Варшава

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

ВАРШАВА, город (c 1413), столица Республики Польша. Изв. с 13 в. С 1413 — столица Мазовецкого кн-ва, с 1596 — Речи Посполитой. В 1795—1807 — в составе Пруссии. В 1807—15 — столица Вел. герцогства Варшавского. С 1815 — в составе Рос. империи, столица Царства Польского, с 1837 — центр Мазовецкой, с 1844 — Варшавской губ.В 1765 в В. проживало 2519 евреев, в 1781 — 3532, в 1792 — 6750 (9,7%), в 1797 — 7688 (12%), в 1804 — 11 630 (17,4%), в 1813 — ок. 8000, в 1864 — 72 776, в 1871 — 89 318 (32,6%), в 1882 — 127 917 (33,4%), в 1892 — 163 232 (33,3%), в 1897 — 219 128 (32,5%), в 1901 — 254 712 (36%), в 1914 — ок. 337 000 (38%), в 1918 — ок. 320 000 (42%), в 1938 — ок. 368 000 евреев (29%).Евреи поселились в В. в 13 в. Место их проживания ограничивалось Еврейской ул. (в нач. 19 в. переим. в Абрамовскую). Имелись синагога и еврейское кладбище. В 1483 евреям было запрещено селиться в В. Однако нек-рые из них в нарушение запрета нелегально или полулегально расселялись в В. и ее предместьях. Наиб. известным из этих поселений был «Новый Иерусалим», расположенный за городским валом. В янв. 1775 дома проживавших там евреев были разрушены, а их вещи проданы с аукциона. 16 мая 1790 в В. произошел еврейский погром. Евреи В. активно участвовали в Польск. восстании 1794; многие из них воевали в рядах еврейского отряда, сформированного Береком Иоселевичем. После присоединения к Пруссии существовавшие для евреев В. ограничения на торговлю и р-ны проживания в городе были отменены; евреи, поселившиеся в В. после 1796, обязаны были платить особые налоги. Численность еврейского населения В. значительно увеличилась, гл. обр. за счет иммигрантов из Пруссии и Силезии. Община содержала раввинов; имелись синагоги, благотворит. учреждения, еврейская больница.14 июня 1804 в В. произошел еврейский погром.В 1808 последовало новое ограничение прав евреев (в частности, им было запрещено проживать на ряде улиц В.). В 1809 был создан особый квартал, в к-ром разрешалось жить евреям — владельцам недвижимого имущества, оптовым торговцам, фабрикантам, банкирам, поставщикам армии и врачам. Евреям вменялось в обязанность носить европ. одежду, овладеть польск., нем. или франц. яз. и обучать детей в общих школах.Начиная с 1815, рос. пр-во оставило в силе все существовавшие ограничения на проживание евреев в разл. р-нах В. и ввело ряд других ограничит. мер в отношении евреев в последующие годы (в 1821, 1835, 1847). Согласно постановлению от 7 сент. 1824, евреи не могли поселиться в В. без особого разрешения правительственной комиссии; наряду с этим был установлен «билетный сбор» (30 грошей в день) для евреев, временно пребывающих в В. В 1862 сбор был отменен.В 19 в. В. становится крупнейшим еврейским центром в Европе. Численность еврейского населения В. росла гл. обр. за счет притока евреев из др. мест Рос. империи, особенно усилившегося после погромов 1881. Значит. расширилась экономич. деятельность евреев В., игравших видную роль в банковском деле, торговле и пром-сти. В 1847 из 20 банкиров В. 17 были евреями. В 1862 ок. 30% евреев В. были торговцами, 27,9% — ремесленниками, 4,5% — работали в пром-сти, 2,8% — в сфере финансирования, 1,9% — на транспорте, 1,9% евреев являлись представителями свободных профессий. Мн. еврейки (29,3%), гл. обр. недавно приехавшие в В., нанимались домашней прислугой; нек-рая часть женщин была занята в швейной и табачной пром-сти. В этот период в среде варшавских евреев серьезно встает проблема ассимиляции, обусловленной влиянием нем. культуры, позднее — польской, и затронувшей преимущественно молодежь. В нек-рых синагогах служба велась на польск. яз. Процент евреев, переходивших в христианство, в В. был выше, чем в др. городах Вост. Европы. В 1822 был упразднен кагал и учрежден Божничий дозор, переим. в 1871 в Варшавское еврейское общинное упр-ние.В 1819 по инициативе Авраама Штерна и Я.Тугендгольда в В. была открыта образцовая школа для еврейских детей («Поляки Моисеева вероисповедания»), в 1820 — 3 уч-ща. В 1826—63 действовало раввинское уч-ще (в 1852—63 дир. Тугендгольд). В 1847 один из частных еврейских жен. пансионов получил статус правительственного. В 1856 Д.-Б.Майзельс основал первую талмуд-тору, содержавшуюся на средства благотворит. фонда еврейской общины. В 1878 в В. была открыта новая синагога на ул. Тломацкой; имелось 5 талмуд-тор (650 уч-ся). В 1878—88 действовало еврейское реальное 4-классное уч-ще, открытое по инициативе Л.Натансона. В 1889 открылось 6-классное гор. уч-ще И.Майзлера. В 1901 в В. имелось 12 нач. еврейских школ для мальчиков и 8 для девочек. В 1905 — 8 талмуд-тор (1250 уч-ся), 206 хедеров для мальчиков, 19 — для девочек, 37 частных еврейских школ, а также ремесл. мастерская при общине (с 1879), ремесл. мастерская об-ва приискания труда для бедных евреев В., образцовая школа «Иегудия» для девочек и др. В 1907 в В. действовало 334 синагоги. В 1915 функционировали: еврейская больница (с 1799), Гл. приют для нищих, сирот и старцев (с 1843), дет. клиника (с 1878), госпиталь на 599 мест (с 1902), об-ва «Ахиэзер», «Эзрас итоймим», «Эзра», «Бикур хойлим», «Ахим рахмоним», Об-во помощи роженицам, Об-во защиты еврейских женщин, «Томхе-Оним», «Соймех нофлим», еврейская б-ка (с 1880), частные еврейские дет. сады И.Гальперина (с 1910) и Альтермана (с 1911), Учительское об-во и др.В 1861—63 в В. выходил еженед. «Ютрзенка» под ред. Д.Нейфельда, в 1866—1908 — «Израэлита» под ред. С.Х.Пелтына. В 1862 основан еженед. на древнееврейском яз. «Га-Цефира», к-рый с 1886 становится ежедн. газ. и гл. печ. органом еврейства России. В 1880-х гг. в В. сосредоточиваются издат. центры книгопечатания на иврите. Пионером издат. дела на иврите в В. был Бен-Авигдор, а наиб. видным журналистом и литератором Н.Соколов. На иврите выходили периодич. изд. «Га-Цофе», «Га-Дор», «Га-Кол», «Га-Бокер», «Олам катан» (для детей); на идише — «Дер Телеграф», «Дер Вег», «Варшавер цейтунг», «Унзер лебен», «Хайнт» (с 1908), «Ди нае велт», «Идишес вохенблат», «Идишес тагеблат», «Момент» (с 1911). В 1906—08 на польск. яз. печатался сионистский журн. «Еврейская жизнь».Еще во 2-й пол. 18 в. в В. получили распространение идеи хасидизма. Большинство хасидов В. были последователями гурского, бельзевского, кузинецкого, варковского, коцкого, избицкого, гусятинского направлений. Одноврем. сформировался круг сторонников Гаскалы, состоявший из интеллигенции и зажиточных евреев, прибывших из-за границы. В кон. 18 в. немецкий еврей Исаак Флятау построил на свои средства синагогу на ул. Данилевичесского (существовала до 1878), где первым проповедником был д-р А.Гольдшмит, читавший проповеди на нем. яз. До 1870 руководство общиной В. осуществляли преим. представители ортодоксальных нехасидских кругов. После установления на выборах имуществ. ценза к руководству пришли, по соглашению с хасидами, сторонники ассимиляции, находившиеся во главе общины в 1871—1926.Раввинами в В. были: в 1839—54 — Хаим Давидзон (1760—1854), в 1856—61 — Д.-Б.Майзельс, с 1865 — И.Файгенбаум, И.Цылков, в 1870—74 — Я.Гешундгейт, с 1871 — Й.-Г.Э.Левин, с 1872 — П.Горенблас (1847—?), в 1873—1902 — Ш.-З.Клепфиш, с 1880-х гг. — Яков-Хаим Гольдшляк (1853—?), с 1890 — Иегошуа Майнин (1859—?), с 1893 — Менахем-Шахне Рычивол (1860—?), с 1903 — Хаим Пойзнер (1870—?), с 1905 — Мордехай-Шмуэль Гутлезер (1883—?).С кон. 19 в. в В. стали возникать кружки «Хибат Цион». Часть сионистской студенч. молодежи объединилась в 1903 в об-во «Га-Тхия», к-рое вскоре раскололось на неск. групп, присоединившихся к разл. сионистским орг-циям, во главе к-рых стояли И.Гринбаум, И.Табенкин и др. Параллельно в В. возникали объединения и орг-ции еврейского рабочего движения, к-рые на рубеже 20 в. влились в Бунд (в 1911 — 1340 чл.)После 1918 численность еврейского населения В. заметно возросла, однако ее процент по отношению к численности всего населения города уменьшился. В результате экономич. политики пр-ва, носившей дискриминационный характер в отношении евреев, и антисемитских тенденций в правящих кругах и среди польск. населения положение евреев в этот период заметно ухудшилось. Это привело к массовому выезду евреев, прежде всего в Э.-И. В 1926—36 во главе общины В. стояли представители «Агудас Исроэль» и лидеры сионистского направления. В 1936 представители Бунда победили др. кандидатов от еврейских орг-ций на выборах в муниципалитет В., а также на выборах в совет еврейской общины. Польск. пр-во аннулировало результаты выборов в совет общины и назначило др. состав, к-рый возглавлял общину до нач. 2-й мир. войны.В 1918—39 В. была центром обществ. и культурной жизни польск. еврейства. Функционировало много общинных учреждений, выходило в свет большое число еврейских периодич. изданий на иврите, идише и польск. яз.; активную работу проводили разл. еврейские политич. партии. Существовала обширная сеть еврейских уч. заведений с преподаванием на иврите и идише, однако большинство еврейских детей посещало общие гос. школы. Евреи В. принимали активное участие во внутриполитич. жизни страны.29 сент. 1939 в В. вступили герм. войска. В это время в городе проживало ок. 400 тыс. евреев (ок.1/3 всего населения В.). В теч. первых месяцев оккупации герм. власти ввели ряд ограничений и дискриминационных мер в отношении евреев: вышли приказы о принудит. работе, об отличит. знаках на одежде и на магазинах евреев, о конфискации еврейского имущества и т. п. 2 окт. 1940 герм. воен. власти заключили в гетто (пл. 2,71 кв. км, включая кладбище) всех евреев В. и беженцев из провинции. Был создан юденрат, главой к-рого назначили А.Чернякова. В гетто, где находилось ок. 400—500 тыс. евреев, были организованы ремесл. пр-тия, продукция к-рых нелегально сбывалась в «арийской» части В. Работали социальные и благотворит. учреждения и об-ва взаимопомощи. Продолжали действовать сеть религ. и светских школ, иешивы, дет. дом под рук. Я.Корчака. В кон. 1940 еврейский историк д-р Эммануэль Рингельблюм (1900—1944) основал нелег. ист.-лит. об-во «Онег-Шабат» с целью создания секретного архива материалов о жизни узников гетто. В гетто действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций. Первая еврейская боевая подпольная орг-ция «Свит» была образована в дек. 1939 ветеранами польск. армии. Большинство ее членов являлись сионистами-ревизионистами. В нач. 1942 была создана вторая боевая орг-ция — «Антифашистский блок». В нее входили представители «Поалей Цион», «Га-Шомер га-Цаир», «Дрор», сионисты-социалисты, а также чл. коммунистич. орг-ций. Бунд основал отд. боевую орг-цию «Самооборона».В июле 1942 началась массовая депортация евреев в Треблинку. А.Черняков, к-рого власти пытались привлечь к участию в этой акции, покончил жизнь самоубийством. До 13 сент. 1942 были депортированы или погибли в гетто ок. 300 тыс. евреев. Ок. 35 тыс. евреев, гл. обр. работавших на з-дах, и их семьям было разрешено остаться в гетто; там же осталось еще 20—30 тыс. евреев, проживавших нелегально. Была создана Еврейская боевая орг-ция, объединявшая почти все подпольные воен. орг-ции.18 янв. 1943, после начала второй акции по депортации евреев, подпольщики оказали герм. властям открытое вооруженное сопротивление. Уличные бои продолжались 4 дня. Жизнь в гетто была фактически парализована. Еврейская боевая орг-ция готовилась к вооруженному сопротивлению в случае новой попытки герм. властей ликвидировать гетто. К тому времени ее ком. был Мордехай Анелевич (1919—1943). Ком. «Свита» были Леон Родаль, Павел Френкель и Шмуэль Луфт.19 апр. 1943 части вермахта при поддержке танков и артиллерии начали наступление на гетто. В гетто поднялось восстание. Герм. части понесли потери, после чего стали сжигать дома, избегая уличных боев. Еврейские боевые группы вели активную борьбу до 8 мая 1943, когда противнику удалось захватить штаб-квартиру Еврейской боевой орг-ции. Неск. групп повстанцев продолжали вооруженное сопротивление до июля 1943. В теч. неск. след. месяцев спец. части вермахта и полиция выбивали последних евреев, скрывавшихся в руинах.1 авг. 1944 началось Варшавское восстание, к к-рому присоединилось более 1 тыс. евреев, находившихся вне гетто, оставшиеся в живых члены Еврейской боевой орг-ции под ком. Ицхока Цукермана и группа евреев-заключенных варшавского гор. концлагеря. В восстании принимал участие один из рук. «Свита» Казимеж Мендельсон (1902—?), впоследствии награжденный одним из высших польск. орд. «Полония Реститута». В боях за освобождение В. 17 янв. 1945 принимали участие 283-й гв. арт. полк под ком. полк. Наума Соломоновича Шермана, 4-я отд. гв. инж. бригада под ком. подполк. Иосифа Ароновича Эйбера и 14-й мостостроит. батальон под ком. майора Абрама Яковлевича Беккера. После освобождения в живых оставалось ок. 200 евреев, скрывавшихся в подземных укрытиях и развалинах домов. К кон. 1945 в В. проживало ок. 5 тыс. евреев. Это число более чем удвоилось после возвращения польск. евреев, находившихся во время войны на терр. СССР. В В. была восстановлена община, вновь стала действовать синагога, построенная З.Нозиком в 1902.19 апр. 1948 (в 5-ю годовщину восстания в гетто) на площади им. Героев гетто был открыт монумент борцам гетто, созд. скульптором Н.Рапапортом. В 1949 в В. были переведены из Лодзи нек-рые еврейские учреждения (Союз еврейских писателей и журналистов, Еврейская ист. комиссия, впоследствии Еврейский ист. ин-т, т-р на идише и др.). Выходили газ. на идише «Дос нае либе» и «Фольксштиме», было открыто изд-во «Идише бух». В 1963 в В. с помощью Джойнта был построен дом престарелых. При доме имелась синагога. В 1966 в В. открылся Дом культуры — центр Еврейской обществ.-культурной ассоциации. В результате проводившейся в кон. 1960-х гг. антисемитской политики пр-ва ПНР мн. евреи вынуждены были выехать из В. После 1968 все еврейские учреждения, к-рые не были официально закрыты, фактически перестали функционировать. Еврейская обществ. жизнь В. активизировалась в нач. 1990-х гг. В 1990 был открыт дет. сад, в 1992 — образовательный центр и молодежный клуб, в 1994 — еврейская школа. С 1999 раввин В. — Барух Рабинович.В В. род.: Г.Н.Абрамович, М.Авнимелех, Ш.Адальберг, Я.-Й.Адини, Э.Алми, Д.И.Арнон, М.Арнштейн, И.Ю.Ахрон, Н.Аш, И.Л.Ашлаг, И.-Л.Ш.Баумволь, Г.Берггрюн, М.Бергсон, Л.Беренсон, Г.Берлеви, А.Берман, И.Г.Блох, Э.Боровский, Л.Г.Бродаты, Д.В.Бродская, А.Брох, И.А.Вавельберг, А.Ват, М.Вашиньский, М.Виленский, М.М.Винавер, Н.Винавер, Ш.Винавер, Г.О.Винокур, В.Вислицкий, М.С.Волин, С.Воль, М.О.Вольф, Ю.Вольфсон, С.Галлоне, М.А.Гальперин, М.Гандельсман, Я.С.Ганецкий, Б.Геллер, А.Дж. Гешель, Я.Гешундгейт, Л.М.Гинзбург, Х.-Д.Гинзбург, С.Голдвин, Д.И.Гольдберг, А.Г.Гольдман, Б.Гольдман, С.М.Гольдштейн, Я.Я.Гордон, Я.Д.Готман, И.Гринбаум, Й.Давидсон, Н.Джекобсон, Ш.Дикман, С.Р.Дикштейн, С.Р.Дикштейн, Я.-К.Дуа, Б.Егоешзон, И.Залер, Ц.-М.Замбровски, Х.Зильберштейн, Э.Кагановский, А.В.Каплан, К.Кац, М.Кернер, А.Э.Китов, М.А.Клинберг, И.Г.Кляцкин, М.Г.Кляцкин, Д.Кнаани, Ф.Я.Кон, Р.Копе, Я.Корчак, З.Крамштык, И.Крамштык, Л.Д.Крестол, Л.Кроненберг, Л.Л.Кроненберг, Л.Ландау, В.А.Ландовска, А.Левин, И.Д.Левин, М.Левин, Р.Лейбовиц, Ш.Лейман, Ю.Лейтес, И.А.Лесман, Б.Лесмян, А.Лессер, М.Либер, Я.Г.Либерт, Л.Лихтенштейн, Л.И.Лошинский, И.Г.Лукомский, А.Любински-Фридберг]], Л.Люблинер, М.Майзель, Ш.Мандельбройт, О.Э.Мандельштам, Х.-М.-Й.Марголес-Давидзон, И.М.Милейковский, Я.Милх, Н.-Б.Минков, М.Минковский, М.Минковский, И.-Л.Моргенштерн, М.Найдорф, Б.Натаниягу, Л.Натансон, И.Х.Невяжский, М.Н.Нейдинг, И.Ножик, М.Нудельман, Г.Нусбаум, Ш.Оргельбранд, И.Паперников, О.Перлман, Л.Перский, С.-Б.Петрушка, Д.Пинес, Е.Г.Полонская, И.Я.Померанчук, Д.Пшепюрка, Н.Рабан, Я.Райзфедер, М.Рамбер, Н.Рапапорт, Й.Ратош, Н.Я.Рафалкес-Нир, Л.Е.Родин, Ш.Рожанский, Б.-И.Розен, М.Розен, М.Розенберг, Я.Ротбаум. Ш.-И.Ротштейн, А.Роуз, О.Г.Савич, М.Садовский, Г.С.Сальве, Ш.Свислоцкий, Д.Сеймур, М.Я.Серейский, Ю.Сигалин, М.Скульник, А.Слонимский, А.И.Слуцкий, А.Стерн, И.Д.Страшун, Ш.Сыркус, А.Тарский, К.Таузиг, А.Тейтельбаум, З.Тигель, М.Трембач, Л.Тристан, З.Турков, Й.Турков, М.Турков, И.-Б.Турков-Грудберг, Э.М.Тырманд, Н.Я.Тыш, М.С.Урштейн, Б.Файгенбаум, М.Файнстоун, Д.-Ц.Фарбштейн, И.-Г.Фарбштейн, К.Фаянс, Е.Фейтельберг, И.Фелд, В.Фельдман, Д.Финкель, Д.М.Финкелькраут, Ж.Фино, А.Форберт, В.Форберт, М.Форлерер, А.А.Фрейман, А.-Э.С.Френкель, С.Френкель, К.Функ, Л.Хайн, Б.Хертц, А.Хертцувна, С.Е.Хозе, М.Хорвиц, М.Г.Центнершвер, Г.С.Циммерман, М.Черняк, А.Черняков, Я.Чинский, Х.Шаро, Я.Шацкий, М.Швейд, Ж.И.Шиф, Л.Шпизман, В.Штейн, Х.Штейн, Э.Штрасбургер, С.Штюкгольд, Й.Шуфман, И.С.Эвентов, И.Эдель, А.Эйзенбаум, С.Эйленберг, Ж.Эпштейн, М.Г.Эпштейн, П.З.Эпштейн, Ш.Эттингер, Г.Эфрос, И.С.Юзефович, И.И.Юзовский, М.О.Янковский, И.Ястров, М.Ястров; Шолом Альбек (1858—1920, Бреслау), раввин, автор коммент. к Талмуду; Дмитрий Николаевич Бальтерманц (1912—1990, Москва), фотожурналист; Авром Беккер (1857—1925, Чикаго), амер. финансист, еврейский обществ. деятель; Якуб Берман (1901—1984, Варшава), политич. деятель, в 1944—56 чл. Политбюро ЦК ППР (ПОРП), в 1954—56 вице-премьер пр-ва Польши, брат А.Бермана; Матеуш Глинский (наст. фам. Герценштейн) (1892—1976, США), композитор, дирижер, муз. критик, в 1926—39 пред. Польск. об-ва муз. критиков, с 1957 — в США, основатель и през. Междунар. Шопеновского фонда; Шелдон Глюк (1896—1980, Кембридж, шт. Массачусетс, США), криминолог, с 1903 — в США, д-р философии (1924), проф. (1931), представитель обвинения на Нюрнбергском процессе; Виктор Гром (1907—1956, Варшава), политич. деятель, дипломат, в 1943 один из организаторов Союза польск. патриотов в СССР и див. им. Т.Костюшко, в 1944—45 рук. Политико-воспитат. упр-ния Войска Польского, в 1945 рук. польск. воен. миссии в Берлине, ген. Войска Польского, в 1949—54 посол Польши в Чехословакии; Бронислав Капер (1902—1983, Лос-Анджелес), композитор, с 1935 — в США, автор музыки к к/ф, получившему пр. «Оскар» (1953); Александр Краусгар (1842—1931, Варшава), историк, автор «Истории евреев в Польше. 1865—66» в 2 т.; Мишель Мильбергер (1922—1997, Париж), скульптор, в 1939—62 — в СССР, с 1965 — во Франции, автор пам. А.И.Герцену на входе в Лит. ин-т им. А.М.Горького (Москва); Эли Надельман (1882—1946, Нью-Йорк), скульптор, с 1910-х гг. — в США, один из пионеров совр. амер. скульптуры, работы представлены в Музее совр. иск-ва (Нью-Йорк); Яков Натансон (1832—1884, Варшава), химик, в 1856 впервые синтезировал фуксин, автор первых учебников по органич. химии на польск. яз., пред. еврейской общины Варшавы; Джозеф Ротблат (р. 1908), физик, с 1939 — в Великобритании, участвовал в созд. амер. ядерного оружия, в 1957—73 ген. секр. Пагуошского движения, с 1988 — его през., Нобелевская пр. мира (1995); Джек Роуз (р. 1911), киносценарист, продюсер, автор скетчей для Боба Хоупа; Александр Хертц (1879—1928, Варшава), кинопромышленник, режиссер, в 1909 организовал кинофирму «Сфинкс», в 1911 выпустил первый польск. игровой фильм; Генри Шеринг (р. 1918), скрипач, с 1940 — в Мексике, выступал в дуэте с А.Рубинштейном; Иосиф Абрамович Шидло (1894—1952, Москва), актер ГОСЕТа, засл. арт. РСФСР (1935), засл. арт. УзССР (1943); Мойше Шкляр (р. 1920), поэт (на идише), с 1969 — в США; Марк Ярблум (1887—1972, Тель-Авив), журналист, обществ. деятель, один из основателей «Поалей Цион» в Польше, в период Катастрофы — один из лидеров еврейского Сопротивления в Польше, офицер орд. Почетного легиона, с 1955 — в Израиле.