ЗАЛКИНД Арон Борисович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЗАЛКИНД Арон Борисович (1888, Харьков – 1936, Москва), психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1911). Дир. Петрогр. психотерапевтич. ин-та (1917–20). В 1923—30 преподавал в Академии коммунистич. воспитания и 2-м МГУ. Ранние работы 3. (опубл. в ж. «Психотерапия») выполнены под влиянием теории З.Фрейда и посв, вопросам психиатрии. После 1917 пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксизма. На этой основе создал свою теорию полового воспитания. Считал, что сексуальное влечение представляет собой проявление одного из низших слоев личности и не должно отвлекать представителей нового об-ва от выполнения ими их социально-ист. миссии; решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности. Критикуя биологизаторские направления в педологии, указывал, что условия среды выступают решающим фактором формирования личности. На этой основе отвергал подразделение детей на нормальных и т.н. морально дефективных, подчеркивая, что в большинстве случаев отклонения в поведении определяются недостатками воспитания. В 1927 на 1-м Педологич. съезде ему удалось представить «объединенную платформу», призванную консолидировать сов. педологов. В 1928 была создана Комиссия по планированию исследоват. работы по педологии в РСФСР, 3. был назначен ее пред. В том же году 3. стал гл. ред. ж. «Педология». В 1930 по инициативе 3. был проведен съезд по изучению поведения человека. В 1930 Психол. ин-т в Москве был преобразован в Ин-т психологии, педологии и психотехники, 3. был назначен его дир. Умер от инфаркта, последовавшего после оглашения пост. ЦК ВКП(б), в к-ром педология подверглась офиц. запрету.Соч.: Очерки культуры рев. времени, М., 1924; Рев-ция и молодежь, М., 1925; Осн. вопросы педологии, М.-Л., 1930.