КЭУШЕНЬ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

КЭУШЕНЬ (до 1991 – Каушаны, румын. – Каушаны-Ноуй), город (с 1965) в Тигинском у. (Республика Молдова). Осн. в 17 в. С 1812 – в составе Рос. империи, с 1818 – местечко Новые Каушаны Бендерского у. Бессарабской обл., с 1873 – губ. В 1918–40 – в составе Румынии, в 1940–91 – МССР.В 1760 в К. проживал 641 еврей, в 1827 – 950 (36%), в 1897 – 1675 евреев (44,9%), в 1912 – ок. 800 еврейских семей, в 1930 – 1870 евреев (35,1%), в 1991 – 6 евреев.До 1865 евреи-земледельцы К. (75 чел.) были приписаны к мещанам г. Бендеры, затем образовали отдельное об-во по платежу и исполнению повинностей. Осн. сферы экономич. деятельности евреев К. в 19 – нач. 20 в. – торговля вином и зерном, мелкие ремесла. В 1899 власти отклонили просьбу 50 евреев о приобретении земли для занятий с. х-вом. В К. работали еврейская школа, 2 еврейские б-ки. В 1910 действовало нач. муж. еврейское уч-ще, в 1912 – еврейское ссудо-сберегат. т-во. В 1914 евреям принадлежали единств. аптека, трактир, 12 лавок (в т. ч. все 3 мануфактурные); среди евреев было 3 лесопромышленника.Экономич. положение евреев К. после 1-й мир. войны было нестабильным, мн. евреи местечка страдали от нищеты и голода. В 1922 румын. Красный Крест открыл в К. столовую для бедных детей (на 80 чел.). Большинство евреев отдавали своих детей в гос. румын. школы; 50 детей учились в талмуд-торе. До 1928 раввином в К. был Исроэль Геллер (?–1928), с 1928 – Йосеф Ятом.В 1920–30-х гг. в К. действовали отд-ния разл. еврейских партий и орг-ций.В кон. 1930-х гг. имели место антиеврейские выступления со стороны христианского населения: евреев избивали на улицах и выбивали стекла в их домах. В этот период в К. существовало 6 синагог: Большая (центр.), сионистов, старая, портных, сапожников, хасидская. Действовали хевра кадиша, миква, талмуд-тора, хедер, дом престарелых.После занятия К. частями румын. армии евреи К. были собраны местными украинцами на кладбище и сожжены.В 1944 в К. вернулись 3 еврейские семьи. Все еврейские дома были разрушены, «новое» кладбище осквернено; уцелели остатки одной синагоги и часть старого еврейского кладбища. В 1949 в К. была закрыта синагога и снята с регистрации еврейская религ. община из-за «отсутствия необходимого числа верующих для образования «двадцатки».В К. род. Я.М.Копанский.