БАКУ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 18:34, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БАКУ, город, столица Азербайджанской Республики. Изв. с 3 в. н. э. С 12 в. — центр гос-ва Ширван, позднее — в составе Персии, с 1747 — центр Бакинского ханства, в 1806 занят рус. войсками. С 1813 — в составе Рос. империи, с 1840 — уездный город Каспийской обл., с 1846 — Шемахинской губ., в 1859—1918 — центр Бакинской губ. В 1918—20 — столица Азербайджанской Республики, в 1920—91 — АзССР.В 1897 в Б. проживал 2341 еврей (в осн. горские евреи), в 1913 — 9690 (4,5%), в 1926 — 21 995 (из них 19 583 — ашкеназы, 1985 — горские, 427 — грузинские евреи), в 1939 — 31 050, в 1959 — 29 204 (3%), в 1970 — 29 716 (2,2%), в 1979 — 26 446 (1,7%), в 1989 — 22 826 евреев-ашкеназов и 8438 горских евреев.В 1990 в ходе археологич. раскопок под рук. Р.Геюшова обнаружены остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в. Первые письменные упоминания о евреях в Б. датируются сер. 13 в. Существование еврейской общины в Б. отмечено в 18 в. В 1814 евреи Б. бежали в Кубу, спасаясь от погрома, спровоцированного «кровавым наветом». Позднее часть из них вернулась. Общину в эти годы возглавляли бр. Аврагам и Эфраим бен Йосеф. В доме одного из братьев была синагога. С 1810 в Б. начали селиться ашкеназы. Первая ашкеназийская синагога была открыта в 1832. С 1827 в Б. селились курдские евреи, с 1870-х гг. — грузинские евреи. В 1830-х гг. в Б. имелось еврейское кладбище. В 1870-х гг. открыта синагога ремесленников.С 1870-х гг. в связи с ростом нефтедобычи возросла и численность еврейского населения Б. Пионерами пром. нефтедобычи в Б. были Г.А.Поляк (основатель фирмы «Поляк и сыновья»), А.Дембо и Х.Каган (создатели компании «Дембо и Каган»), Г.О.Гинцбург, А.Фейгель и др. евреи-предприниматели. Видную роль в развитии нефтедобычи сыграли Ротшильды (осн. ими «Касп.-Черномор. компания» к кон. 19 в. занимала ведущее положение в синдикате нефтепромышленников). В 1901 в администрации нефтяных компаний и об-в работали 64 еврея. 14 возглавляемых евреями компаний в 1913 производили 44% керосина в России. Значит. вклад в совершенствование технологии переработки бакинской нефти внес химик-технолог А.Бейлин.В 1888, на время проведения ярмарки, евреи по распоряжению властей были выселены из Б. В 1897 в Б. имелось 2 еврейских кладбища, вероятно, тогда же возникла хевра кадиша. В 1893 началась деятельность еврейского благотворит. об-ва (утверждено администрацией в 1905). В 1901 открыт «ашкеназский молитв. дом с хасидской молельней», в 1910 — Большая синагога. Проживавшие в Б. грузинские и горские евреи молились в своих, не зарегистрированных властями синагогах, кроме того, в кон. 19 в. в пригороде Б. — Сабунчи имелась синагога горских евреев, а в нач. 20 в. для них сооружена синагога в центре города. С 1905 раввином горско-еврейской общины был Эфраим Рабинович. В Б. были также синагоги курдских (закрыта в 1939) и грузинских евреев. Действовали хедеры, преподавание в к-рых велось на идише, еврейско-татском и груз. яз. В 1896 открыта талмуд-тора, к-рую в 1913—20 возглавлял Ф.Л.Шапиро, в 1898 — муж., в 1901 — жен. субботние школы для взрослых (дир. последней — С.А.Бернштейн). В 1910-х гг. в Б. работали горско-еврейское отд-ние талмуд-торы (преподаватель М.Шейнерман), школа для грузинских евреев, еврейская б-ка, лит.-муз. кружок, отд-ния ОПЕ и Об-во любителей еврейского языка; до 1920 существовала еврейская гимназия. В 1890-х гг. открыт еврейский дет. сад (один из первых в России; в 1914—15 в нем работала Х.Ровина). В кон. 1900-х гг. в Б. был организован лит.-драм. кружок им. Шолом-Алейхема (реж. И.Л.Пресман). В 1900—20 раввином Б. был Лев Моисеевич Бергер, в сер. 1900-х гг. — Цви-Гирш Цайман, в 1910-х гг. — Иегошуа Рубинштейн. В 1898 в связи с ритуальным наветом произошел погром, пострадало 20 еврейских домов.С кон. 19 в. Б. — один из центров еврейского нац. движения: в 1891 образовано отд-ние «Ховевей Цион» (с 1892 его возглавлял окружной врач Бакинского у. эпидемиолог Бенцион-Зеев (Владимир) Вайншель), в 1899 Элиягу Каплан создал первую сионистскую орг-цию, позднее возникла ячейка «Поалей Цион». В 1902 четыре представителя Б. участвовали в работе 2-й Всерос. сионистской конф. в Минске. Элиягу Эйзенбет был делегатом от Б. на 6-м Всемирн. сионистском конгр. в Базеле (1903). В нач. 20 в. в Б. было основано отд-ние ОПЕ, учредителем к-рого был Адольф Аркадьевич Гухман (1870—1914), зам. управляющего Бакинским отд-нием Каспийско-Черноморских нефтепромыслов, один из лидеров еврейской общины Б. В Б. действовал ряд сионистских орг-ций. Молодеж. орг-цию «Молодая Иудея» возглавлял сын Б.-З.Вайншеля — Авраам (1893—?). Мн. бакинские евреи активно участвовали в деятельности рос. политич. партий. Среди 26 бакинских комиссаров, расстрелянных в 1918, было 6 евреев (в т. ч. М.В.Басин и Я.Д.Зевин). Евреи входили в состав пр-ва Азерб. Республики 1918—20 (среди них мин. здравоохранения Е.Я.Гиндес).В 1918—19 в Б. наблюдался приток горских евреев, беженцев из деревень. Кроме того, прибывали беженцы из Персии.В 1919—34 действовала ширванская синагога. В 1917 в Б. выходил еженед. под ред. И.Глахенхауза «Кавказер вохенблат» (на идише), в 1917—20 (с перерывами, под ред. Б.-З.Вайншеля) — еженед. «Кавказский еврейский вестник» (с прилож. «Палестина»), в 1919—20 — двухнед. «Еврейская воля» (под ред. Уриэля Фридланда и Людвига Стерлинга), в 1919 — газ. «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском яз.), в 1919 — журн. (под ред. М.Комаровского) «Га-Мевасер га-Кавкази» (на иврите). После установления сов. власти в Азербайджане (апр. 1920) все независимые еврейские издания были закрыты. В 1922 в Б. на еврейско-татском яз. выходила газ. «Корсох» (орган Кавк. к-та Еврейской ком. партии и ее молодеж. орг-ции). В нач. 1920-х гг. сов. власти препятствовали созданию в Б. орг-ции Бунда, однако тогда же в городе были созданы клубы горско-еврейской молодежи и горско-еврейская школа, к-рые вскоре были закрыты. В 1920 в Б. действовали 2 еврейские муж. студенч. корпорации «Хасмонея» и «Маккавея» и 2 жен. — «Суламита» и «Дебора». В 1920—30-х гг. в Б. издано неск. книг на еврейско-татском яз. В 1922 в Б. прошел судебный процесс над 16 раввинами и «крупными еврейскими спекулянтами» — попечителями тайного хедера и талмуд-торы. Раввином Б. в 1920-х гг. был Савгиль Рувинов. В сер. 1920-х гг. в Э.-И. выехал раввин хасидской общины Меюхес. В 1923 была закрыта старая ашкеназийская синагога. До 1928 в Б. действовала нелег. сионистская орг-ция. В 1920—30-х гг. в Б. работали школы на идише и еврейско-татском яз. (к 1938 закрыты, лишь в школе № 23 татские классы просуществовали до 1948). В 1934—38 на еврейско-татарском яз. выходила газ. «Коммунист», работал горско-еврейский отд. Азерб. госиздата [рук. Яков Михайлович Агарунов (1907—1992) и Юно Семенов (1899—1961)]. В 1932—36 действовал Бакинский еврейский рабочий т-р (БЕРТ). В 1936—38 в здании закрытой в 1934 Большой синагоги выступал Бакинский гос. еврейский т-р (АзГОСЕТ, дир. Я.Фридман, худ. рук. В.Цейтлин).К сер. 1930-х гг. еврейская обществ. и культурная жизнь в Б. прекратилась. Ашкеназы молились в отд. комнате синагоги горских евреев. К 1940 закрыты все синагоги (в т. ч. ашкеназийская на ул. Димитрова, в нач. 1945 в этом здании открыта горская синагога). В 1939 были закрыты синагога крымчаков и кинасса, располагавшиеся в одном здании. В 1937—38 власти выслали из Б. курдских евреев, имевших иранское подданство (ок. 400 семей), оставшиеся — депортированы в 1951 в Казахстан. В 1952 была закрыта синагога курдских евреев (в наст. время в здании синагоги размещен дет. сад). Численность евреев Б. резко возросла в 1941—42 за счет эвакуированных из зап. областей СССР и др. городов. В 1940-х гг. раввином в Б. был Лейб-Арье Ленглебен. В 1945 в Б. открыта синагога (в обычные дни ее посещали 30—40 чел., в праздники — 400—450), раввин Самано Агаруевич Самамдуев (1893—?) выполнял также обязанности моэла и шохета. В 1947 в Б. были открыты грузинская и ашкеназийская синагоги, расположенные в одном здании.С 1969 в ашкеназийской синагоге на ул. Карганова стали выпекать мацу (ранее ее пекли в гос. пекарне). В 1966 в Б. умер раввин горских евреев раби Иегуда. В 1970 раввином синагоги горских евреев стал Г.И.Мизрахи, зам. пред. правления синагоги — Самуил Фридман (с 1971). В 1973 открыто новое еврейское кладбище в р-не Волчьих ворот (общее для горских, грузинских и ашкеназийских евреев). В нач. 1970-х гг. мука для выпечки мацы продавалась в гос. магазине, дир. к-рого был М.Д.Шахнович. В 1975 власти закрыли выпечку мацы ашкеназийскими евреями в Армянском квартале. В 1976 раввином горских евреев был раби Беньямин, к-рый одноврем. исполнял обязанности шохета и моэла. Раввинами были также раби Шилат и раби Било (р. 1914, потомств. раввин, занимался делами хевры кадиши, до кончины отца — раби Иегуды — работал почтальоном).В 1987 в Б. были открыты легальные курсы иврита (офиц. рук. Владимир (Зеев) Фарбер, с 1989 — в Израиле), в 1989 — клуб еврейской культуры «Алеф», начато издание малотиражного информац. бюллетеня «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 учреждено Об-во дружбы и культурных связей «Азербайджан — Израиль» (с 1992 печ. орган — газ. «Азиз»). С 1991 в Б. открыты представительство Еврейского Агентства и посольство Гос-ва Израиль; учреждены жен. и молодеж. еврейские орг-ции, К-т евреев — ветеранов 2-й мир. войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активное участие в жизни общины принимал педагог П.А.Калик (1923—1995).В 1990-х гг. в Б. начали действовать ашкеназийская и сефардская синагоги, в 1994 открыта иешива. В сер. 1990-х гг. иврит преподавался в ун-те и двух ср. школах, работали также курсы по изучению иврита.В 1994 в Б., по оценкам Еврейского Агентства, проживало ок. 26 тыс. евреев.В Б. род.: М.В.Абрамович, Ш.Авицур, М.Блэк, Л.М.Вайсенберг, Э.Г.Виторган, В.Я.Вульф, А.В.Гальперин, А.Л.Гальперин, М.А.Гейман, М.М.Гухман, М.А.Далин, Л.Г.Зорин, Т.С.Израилов, Б.З.Карпилова, Г.К.Каспаров, А.М.Кац, В.С.Клупт, В.Д.Конен, Л.Д.Ландау, С.С.Левин, И.Л.Лиснянская, Д.К.Мотольская, А.М.Некрич, О.И.Непорент, Б.В.Рабинович, В.А.Рохлин, А.И.Сальман, Б.М.Таль, Е.Л.Фейнберг, С.М.Фейнберг, Б.К.Финкельштейн, В.Е.Хаин, И.П.Цукерваник, Д.А.Черномордиков, Л.К.Шифрин, Г.Б.Эйдинов; Михаил Яковлевич Агарунов (р. 1936), ученый-нефтяник, проф. (1998), обществ. деятель, публицист, автор кн. по истории горских евреев, составитель татско-рус. словаря, сын Я.М.Агарунова; Маргарита Александровна Барская-Чардынина (1903—1939, Москва), актриса, кинорежиссер; Макс Блэк (р. 1909), амер. философ, с 1958 пред. Амер. филос. ассоциации; Евгений Львович Войскунский (р. 1922), писатель, автор повестей и романа, посв. морской тематике; Рахиль Соломоновна Гинзбург (р. 1920), актриса, засл. арт. АзССР (1964); Иосиф Евгеньевич Гриль (р. 1945), юрист, предприниматель, през. фонда «Эпос», пред. Попечительского совета Российской Еврейской Энциклопедии; Лев Лазаревич Грубер (р. 1923), актер, нар. арт. АзССР (1987), с 1989 — в Израиле; Григорий Ефимович Гурвич (1957—1999, Израиль), режиссер, основатель (в 1989) т-ра-кабаре «Летучая мышь», автор и ведущий передачи на телевидении «Старая квартира»; Александр Адольфович Гухман (1897—1991, Москва), теплофизик, проф. (1934), д-р матем. наук (1941), автор работ по теории подобия, сын А.А.Гухмана; Александр Валентинович Дадиани (р. 1958), предприниматель, чл. Попечительского совета Российской Еврейской Энциклопедии; Ефим Ильич Левит (1909—1991, Москва), педагог, полковник, в 1936—41 воен. рук. 2-й Артиллерийской школы Москвы, среди выпускников к-рой были В.Л.Говоров, С.А.Микоян, В.И.Сталин; Гасан Борисович Мирзоев (р. 1947), юрист, д-р юрид. наук, проф., през. Гильдии рос. адвокатов, зав. кафедрой адвокатуры Моск. междунар. юрид. ин-та Минюста РФ, с 1999 — деп. Гос. Думы Федерального Собрания РФ, чл. фракции Союза правых сил.; Натан Львович Фишман (1909—1987, Москва), музыковед, д-р иск-ведения (1968), автор работ о творчестве Л.Бетховена; Наум Шакбасов (р. 1899), амер. художник.