ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович
ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович (1875, Кишинев – 1961, Москва), пианист, педагог, муз.-обществ. деятель, муз. писатель, композитор. Д-р искусствоведения. Окончил Моск. конс. по классу фп. у П.А.Пабста (ранее занимался у А.И.Зилоти) в 1895 и по классу композиции у М.М.Ипполитова-Иванова в 1897, учился также у А.С.Аренского (композиция) и у С.И.Танеева (контрапункт). Проф. по классу фп. Моск. консерватории (1906—61), зав. кафедрой (1936–39), зам. директора (1918–19), проректор (1919–22), ректор (1922–24), зам. директора (1932–34), директор консерватории (1939–42). Г. – участник реформ муз. образования. Один из основателей моск. пианистич. школы, разработал систему подготовки музыкантов. Г. выступал с концертами как солист и ансамблист. Исполнял наряду с классич. произв. соч. сов. композиторов. Был в молодости творчески и дружески связан с Л.Н.Толстым, С.В.Рахманиновым, А.Н.Скрябиным, Н.К.Метнером, общение с к-рыми отразилось на формировании Г. как пианиста и способствовало становлению его школы. Г. воспитал более 200 музыкантов, многие из к-рых продолжали его традиции, позднее став профессорами Моск. конс. Среди них С.Е.Фейнберг, Г.Р.Гинзбург, Л.И.Ройзман, Т.П.Николаева; видными концертантами стали Д.А.Башкиров, Д.Д.Благой, Л.Н.Берлин, А.Л.Каплан, Р.В.Тамаркина. У Г. учились по классу фп. композиторы Д.Б.Кабалевский, В.Г.Фере и др. Г. осуществил свои педагогич. принципы в редакциях соч. И.С.Баха, Д.Скарлатти, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Листа, П.И.Чайковского; Г. принадлежит ред. кн. «Письма Ф.Шопена» (Москва, 1929). Автор оп. «Пир во время чумы» (1942), «Певцы» (1943) и «Вешние воды» (1947) по Тургеневу, (оперы не поставлены); увертюры (по Данте, 1897), 2 «Рус. сюиты» (1946), камерно-инстр. соч., в т.ч. «Трио памяти Рахманинова» (1953), камерно-инстр. ансамблей, пьес для фп., в т.ч. «Контрапунктических эскизов», 2 тетради, (1932), «Полифонической сонатины» (1954), «Сонаты-фантазии» (1959), песен и романсов. Нар. артист СССР (1946). Стал. пр. (1947).