ЛИТВА

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЛИТВА (в еврейской традиции – Лита), историческое название Литовской Республики. Столица – Вильнюс (в 1919–40 – Каунас). С 13 в. – Вел. кн-во Литовское, включавшее в себя с 14 в. Белоруссию, часть терр. совр. Украины (в т. ч. Волынь) и зап. рус. земель. По Люблинской унии 1569 объединилась с Польским кор-вом в Речь Посполиту. С 1795 терр. совр. Л., кроме Мемеля (совр. Клайпеда), – в составе Рос. империи. В февр. – авг. 1919 – Литовско-Белорусская ССР (Литбел). В авг. 1919 образована независимая Литовская Республика. Часть терр. Литвы, т. н. Виленский край, входила в состав Польши. В 1939, после нач. 2-й мир. войны, Виленский край был передан сов. властями Л. В июне 1940 в Л. были введены сов. войска; 21 июля образована ЛитССР, с 3 авг. 1940 – в составе СССР. В июне 1941 оккупирована частями вермахта, освобождена Кр. Армией в июле 1944 – янв. 1945. С весны 1990 – Литовская Республика (Декларация о гос. суверенитете).По нек-рым сведениям, евреи жили в Л. с 8 в., однако первое упом. о евреях Л. относится к 997. С присоединением к Л. Волыни (1-я пол. 14 в.) численность еврейского населения возросла. В кон. 14 в. вел. князь Витовт переселил часть караимов из Крыма в Троки (совр. Тракай), ставший впоследствии караимским центром Речи Посполитой. Общины караимов возникли также во Владимире-Волынском и Луцке. В 1388–89 Витовт даровал евреям нек-рых гор. Л. хартии, к-рые гарантировали свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества, освобождение еврейских домов от воен. постоя, право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещался «кровавый навет».В 1495 вел. князь Александр Ягеллон издал указ об изгнании евреев и караимов из Л. и конфискации их недвижимости. В 1503 указ был отменен. Евреи получили право селиться на всей терр. Л.; им были возвращены дома, синагоги и кладбища; за возвратившимися было признано право взыскивать оставшиеся неоплаченными долги и выкупать конфискованную недвижимость у новых владельцев по цене, уплаченной последними гос. казне. Евреи были освобождены от воинской повинности (льготу отменили при Николае I); в случае принятия католичества еврей становился военнообязанным.В 1-й пол. 16 в. начинается период экономич. и политич. расцвета литовского еврейства. С 16 в. нек-рые общины получили признание в качестве автономных единиц как в юридич., так и в налоговом отношении; их старейшины отвечали за сбор налогов в гос. казну. В 1529 король Сигизмунд I Старый подтвердил хартии Витовта. Согласно 1-му Литовскому статуту (1529) убийство еврея, также как и дворянина или горожанина, каралось смертной казнью; семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню – 100 грошей, как и за убийство дворянина (за убийство горожанина – лишь 12 грошей). Крещеный еврей Авром Юзефович (1450–1519) был министром финансов («земским подскарбием») у Сигизмунда I. Наибольшим влиянием среди откупщиков пользовался его брат Ицхок-Михл Юзефович (? – ок. 1529), назначенный старейшиной евреев Л. и в 1525 получивший потомств. дворянство (единств. случай в Л. возведения в дворянство некрещеного еврея). Однако евреи Л. отказались признать И.-М.Юзефовича своим главой.В сер. 16 в. численность еврейского населения росла; были созданы общины в Клецке, Кобрине, Новогрудке, Остроге, Слониме, Тыкоцине. К 1560-м гг. были заложены основы Литовского ваада. Кр. общинами в этот период были общины Бреста, Гродно и Пинска. Евреи Л. занимались в осн. торговлей (в т. ч. экспортной), ремеслами и земледелием; они также брали на откуп великокняжеские доходы, ссужали в рост деньги, хотя ростовщичество не играло значит. роли в их экономич. жизни. После Люблинской унии 1569 из состава Л. вышли Волынь и Подолия, к-рые были присоединены к Польше.С сер.16 в. в Л. отмечен рост антисемитских настроений. В 1540 евреи Л. были обвинены в обращении христиан в иудаизм. В 1563 евреи были обложены ежегодной подушной податью в 1 злотый. В 1566 были внесены ограничения в Литовский статут: евреям запрещалось носить дорогую одежду и оружие, предписывалось носить отличит. знак. В 1569 в Л. проживало ок. 120 тыс. евреев. В 16 – нач. 17 в. происходили многочисл. «кровавые наветы» и обвинения в осквернении гостии: в 1564 – в Бельске (совр. Бельск-Подляски), в 1566 – в Расощи, в 1617 – в Сельце.В 1648 казаки Б.М.Хмельницкого, при поддержке местных крестьян и горожан, тысячами убивали или насильственно крестили евреев. Казацкие союзники – татары – брали евреев в плен и продавали в рабство. Пострадали общины Бреста и Пинска; многим евреям Гомеля, Стародуба, Чернигова и др. нас. пунктов удалось бежать. Русско-казацкое войско, вступившее в Л. в 1659–60, подвергало избиению евреев и изгоняло их из городов. Однако по экономич. причинам королевская власть была заинтересована в восстановлении общин; король Ян Казимир разрешил насильственно крещеным евреям вернуться в иудаизм. К кон. 17 в. община Бреста уступила главенствующее положение Виленской общине. Во 2-й пол. 17 в. вновь имели место многочисл. «кровавые наветы». В нек-рых гор. Л. (напр., Пинске и Вильнюсе в марте 1666) прошли манифестации приверженцев лжемессианского учения Саббатая Цви, вызвавшие антиеврейские акции; 6 мая 1666 Ян Казимир запретил ношение по улицам портретов лжемессии и приказал местн. властям положить конец беспорядкам.В 16 в. раввинами и духовными лидерами евреев Л. были получившие образование в иешивах Центр. Европы: раби Ицхок бен Бецалель (1542–1576) – во Владимире-Волынском, Шломо Лурия – в Бресте и Остроге, Мордхе Йоффе (1533–1612) – в Гродно и Кременце. Изв. был хахам караимской общины Ицхок бен Авраам из Трок. С сер. 17 в. раввинами кр. общин становятся уроженцы и воспитанники литовских иешив: Шабсай бен Меир га-Коген, Довид бен Шмуэль га-Леви, М.Ривкес (?–1671), А.Ш.Кайдановер (1614–76), И.Гейльприн (1660–1746).Сев. война между Россией и Швецией (1700–21), внутренняя междоусобица отрицательно сказывались на положении евреев Л.; они постоянно подвергались посягательствам шляхты, купечества и ремесл. цехов; взимаемые с евреев налоги были значительно увеличены.Опасаясь влияния идей франкизма, нек-рые кр. общины и «Ваад четырех земель» в июне 1757 наложили херем на основателя секты и его последователей. После сокращения в 1764 функций «Ваада четырех земель» и Литовского ваада сейм возложил ответственность за погашение огромных долгов общин на управления кагалов. Все евреи (за искл. детей до 1 г.) были обложены подушной податью в 2 злотых в год. Такому налогообложению подлежали в Л. ок. 150 тыс. евреев.В 1792 в Л. проживало ок. 250 тыс. евреев. В 1795 Л. вошла в состав Рос. империи; была образована Виленская губ., вошедшая в черту оседлости.Во 2-й пол. 18 в. ведущим авторитетом среди евреев Л. был Элиягу из Вильны («Виленский гаон»). В 19–20 вв. его ученики и последователи основали изв. иешивы в Вилькомире (совр. Укмерге), Воложине, Кейданах (совр. Кедайняй), Мире, Пинске, Слободке (ныне пригород Каунаса), Слуцке, Тельшяе и др. Во главе этих иешив в 19–20 вв. стояли И.Салантер, Й-Б.Соловейчик, И.Розин, Х.О.Гродзенский, И.-З.Мельцер (1870–1954), А.И.Карелиц, А.И. Кук, И. Сарна и др. В 1808–10 в Э.-И. приехали 3 группы последователей «Виленского гаона», поселившиеся в Иерусалиме, Тверии, Цфате и Хевроне.В кон. 18 в. в Л. распространяется хасидизм, в т. ч. любавичский, карлинский, слонимский. В 1777 группа хасидов во главе с Менахемом-Мендлом из Витебска переселилась в Э.-И.В кон. 18 в. в Л. начинают проникать идеи движения Гаскалы, к-рое к сер. 19 в. оказывало значит. влияние на культурную жизнь евреев Л. Среди последователей движения – писатели на иврите и идише А.Д.-Б.Лебенсон, И.-Л.Гордон, А.Мапу, П.Смоленскин, Менделе Мойхер-Сфорим, А.-М.Дик, Я.Динензон; критики и публицисты А.-У.Ковнер, А.И.Паперна, М.Л.Лилиенблюм, Э.-Ц.Цвейфель и др. Цель деятелей Гаскалы – распространение рус. культуры среди еврейской молодежи и развитие еврейской культуры. Движение постепенно становилось полярным – от призывов к ассимиляторству и участия в рус. рев. движении до национализма и создания самостоят. соц. движения.В 1870-х гг. А.-Ш.Либерман совм. с А.И.Зунделевичем и В.И.Цохельсоном создали в Вильне еврейский рев. кружок. Бунд, осн. в 1897 в Вильне, активно участвовал в создании отрядов самообороны в период рев-ции 1905–07. Среди руководителей Бунда в Л. были А.И.Кремер, С.Н.Гожанский, А.Я.Мутник, И.Милл (1870 – 1952).В 19 в. в Л. широкий отклик нашли идеи палестинофильства и сионизма. Их распространению активно содействовали Бен-Авигдор, К.-В. Высоцкий (см. Высоцкие), Д.Гордон, А.Друянов, М.Л.Лилиенблюм, М.Э.Мандельштам, Ш.Могилевер, И.З.Ольшвангер (1820–96), Ш.-П.Рабинович (1845 – 1910), И.-Я.Рейнес, Э.Цунзер, Г.Шапира, М.Г.Яффе (1820–91).С нач. 20 в. евреи Л. начали уезжать в гор. Царства Польского, где шла интенсивная индустриализация (гл. обр. в Белосток и Варшаву). Резко увеличилось кол-во уезжавших в Великобританию, США, Юж. Африку и Австралию.В 1915 большое кол-во евреев было выслано во внутр. губернии России. В период 1-й мир. войны еврейское население Л. подверглось грабежам и погромам со стороны частей рус. армии и местного населения. После 1918 мн. евреи вернулись в Л.Во время существования Лит.-Бел. ССР многие евреи занимали ответств. посты в руководстве республики, в т. ч. в 1919 наркомом по военным делам Лит.-Бел. ССР был И.С.Уншлихт. После образования независимой Литовской Республики евреям Л. была предоставлена автономия во главе с Еврейским нац. советом (пред. – С.Я.Розенбаум), действовавшим в сотрудничестве с Мин-вом по еврейским делам. Общины обладали правом налогообложения своих членов, автономией в религ. и образоват. сферах, делах соц. обеспечения. В 1923 в Л. проживало ок. 154 тыс. евреев (7,6%). В первом пр-ве Литовской Республики было три министра-еврея: С.Я.Розенбаум, Я.Выгодский (1856–1941) и Н.Рахмилевич (1876–1941).В 1923 ок. 23 тыс. евреев Л. были заняты в торговле (в осн. мелкой) и банковском деле, ок. 18 тыс. – в пром-сти и ремесл. произ-ве, ок. 5 тыс. – в с. х-ве, ок. 4 тыс. – в свободных профессиях, ок. 2 тыс. – на транспорте.В 1922 из-за коммунистич. ориентации были закрыты школы, принадлежавшие «Культур-Лиге». В 1924 были упразднены Мин-во по еврейским делам и Еврейский нац. совет. Ок. 90% еврейских детей Л. обучались в школах сетей «Тарбут», «Явне» или в школах идишистско-социалистич. направления. В 1936 в 108 нач. школах этих сетей обучалось 14 тыс. детей; преподавание велось на иврите и идише. Работали иешивы, хедеры, еврейские дет. сады.В 1919–26 среди евреев Л. наиболее влиятельными были партии «Цеирей Цион», общих сионистов, Мизрахи, «Агудас Исроэль», Нар. партия (левое крыло «Поалей Цион»). В 1931 в молодежных (в осн. сионистских) орг-циях состояло ок. 9 тыс. чел.; действовали спорт. орг-ции «Маккаби» и Бейтар. Выходили газеты и журналы на иврите и идише.После гос. переворота 17 дек. 1926 власти Л. выдвинули лозунг: «Литва – литовцам» и начали вытеснять евреев из экономики. В 1920–30-х гг. из-за ухудшения экономич. положения Л. покинули св. 20 тыс. евреев (св. 9 тыс. выехали в Э.-И.). В 1930-х гг. участились антиеврейские выступления. В Л. действовали иешивы в Клецке, Ломже, Мире, Радуне, Слониме. Центром духовной жизни евреев оставался оккупированный Польшей Вильнюс. Школы с преподаванием на идише содержала ЦИШО (Центр. орг-ция идишских школ). Активно действовали сионистские и халуцианские молодежные движения.С нач. 2-й мир. войны в Л. прибыло св. 140 тыс. польских евреев. В рамках советизации в Л. были ликвидированы все еврейские орг-ции, не связанные с компартией. Крайне негативно на евреях Л. отразилась национализация; им принадлежали 57% пром. и 83% торг. национализированных пр-тий. Однако, нуждаясь в квалифицированных кадрах, сов. режим предоставлял евреям-интеллигентам посты в адм., экономич. и юридич. учреждениях. В авг. 1940 по просьбе З.Варгафтига японский консул выдал ок. 5 тыс. виз евреям-беженцам из Польши, ученикам иешив и мн. местным евреям, что позволило им выехать через Владивосток в Японию, а оттуда – в Э.-И., США и др. страны. Воссозданные в Э.-И. Слободская и Поневежская иешивы способствовали развитию здесь религ. образования. Среди объявленных сов. режимом политич. неблагонадежными и в сер. июня 1941 депортированных из Л. в Сибирь и др. отдаленные р-ны СССР было много еврейских политич. и обществ. деятелей. Только 14–15 июня 1941 депортации подверглось 3% евреев Л. Ок. 5 тыс. литовских евреев были интернированы в лагеря принудит. труда.К 22 июня 1941 на терр. Л. находилось ок. 250 тыс. евреев, вкл. ок. 15 тыс. беженцев из Польши. Терр. Л. была полностью оккупирована частями вермахта в первую неделю войны. Число беженцев из Л. было крайне невелико; на терр. Л. оставалось ок. 225 тыс. евреев. 22 июня 1941 в р-не Кретинги и Паланги местные евреи были уничтожены частями вермахта. 22 июня 1941 после ухода частей РККА началось уничтожение евреев литовскими националистами в 40 нас. пунктах Л. 25 июня 1941 ими был устроен погром в Каунасе, в ходе к-рого было убито ок. 800 евреев, сожжены еврейские дома и осквернены синагоги. К кон. июня 1941 литовцами в Каунасе было убито 3800 евреев, в др. нас. пунктах – 1200. Общее число жертв к сер. окт. 1941 составило ок. 80 тыс. евреев. К 1 дек. 1941 в Л. оставались только евреи, заключенные в гетто: в Шяуляе – ок. 4,5 тыс., в Каунасе – ок. 17 тыс., в Вильнюсе – ок. 20 тыс. К кон. янв. 1942 общее число жертв Катастрофы на терр. Л. составило ок. 185 тыс.В нач. 1942 во мн. гетто были созданы орг-ции Сопротивления, осуществлявшие диверсии и акты саботажа. В 1942 акции массового уничтожения временно прекратились, что позволило руководителям гетто организовать в них небольшое пром. произ-во, открыть дет. сады и школы, ремесл. курсы и курсы высшего образования. Однако неск. тыс. евреев погибло от голода и болезней. В 1942 были также ликвидированы евреи-специалисты и члены их семей в небольших гетто Вильнюсского края.Еврейское сопротивление организовало в лесах под Вильнюсом четыре партиз. отряда (с командирами-евреями), объединенных в бригаду. Евреи составляли большинство бойцов 16-й Литовской дивизии, воевавшей в составе РККА.Осенью 1943 были уничтожены все нетрудоспособные евреи, в т. ч. старики и дети, в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе. Каунасское и Шяуляйское гетто были преобразованы в концлагеря. Большинство оставшихся в живых узников гетто Вильнюса были депортированы в концлагеря в Латвию (Кайзервальд/Саласпилс) и Эстонию (Клоога, Вайвара и др.). Таким образом, с февр. 1942 до зимы 1943 в Л. было убито ок. 25 тыс. евреев. Зимой 1943/44 более 10 тыс. литовских евреев было уничтожено на терр. Латвии, Эстонии и Германии.Терр. Л. (в частности, 9-й форт в Каунасе) была использована как место массовых депортаций и уничтожения евреев Европы. В кон. 1941 на терр. Л. было депортировано 5 тыс. евреев из Германии, Австрии, Чехословакии. В 1942–44 в 9-м форте было уничтожено неск. тыс. европ. евреев. Ок. 2 тыс. евреев из пересыльного лагеря Дранси (Франция) были депортированы для уничтожения в Каунас летом 1944.Общее число погибших литовских евреев – ок. 220 тыс. чел.Большинство евреев Л., переправленных воен. администрацией зап. держав в лагеря для перемещенных лиц в Центр. и Юж. Европе, выехало в Э.-И., США и др. страны. В 1959 в Л. проживало ок. 25 тыс. евреев (менее 1%).В 1960–70-х гг. в Л. действовало 2 синагоги. В 1960-х гг. Л. становится одним из центров еврейского нац. движения. В 1977 в Вильнюсе была организована любит. театр. труппа, игравшая на идише. Еврейские темы были отражены в творчестве писателей-евреев, писавших на лит. (И.Мерас, М.Слуцкис) и рус. яз. (Г.Канович, Э.Севела). Большую роль в возрождении еврейской культуры в Л. сыграла Н.Лифшиц.С нач. 1970-х гг. тысячи евреев Л. выехали в Израиль, в т. ч. в 1991–2000 – 6 тыс. чел.В 1979 в Л. проживало ок. 15 тыс. евреев (0,4%), в 1995 – ок. 5 тыс. евреев.В кон. 1980-х гг. в Л. началось возрождение еврейской культурной и обществ. жизни. (См. ст. об отд. гор. Л.)