ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич (1883, [[Вильна]] – 1946, Ленинград), композитор, дирижер, педагог. Брат Н.О.[[Шупак]]. Проф. (1915), д-р иск-ведения (1943). В 1907 окончил Петерб. ун-т (естеств. ф-т). В 1901–08 обучался в Петерб. конс. (кл. композиции Н.А.Римского-Корсакова; изучал гармонию под рук. А.К.Лядова, инструментовку у А.К.Глазунова). Преподавал там же (1908–46) композицию и муз.-теоретич. предметы, в 1917–31 декан композиторского ф-та, в 1931–34 зав. дирижерским отд-нием, в 1934–39 зам. дир., с 1939 зав. кафедрой композиции). Среди учеников Ш.: Д.Д.Шостакович, Ю.А.Шапорин, А.Ф.Пащенко, В.В.Щербачев, С.А.[[Чернецкий]]. Мн. соч. написаны на основе нар. фольклора: 5 симф. (3-я – с элементами еврейской муз., 1929; 4-я – «Турксиб» – на казах. и кирг. темы, 1933; 5-я симф.-рапсодия – на узб. темы, 1943; каприччо «В Армении» (1940); узб. увертюра «Вперед» (1943, Париж). Среди произв. – балеты «Метаморфозы» (по Овидию, 1913, пост. в 1914 в «Русских сезонах» С.П.Дягилева в Париже), «Тиль Уленшпигель» (по Ш.Де Костеру, 1936); кантаты «Русалка» (по М.Ю. Лермонтову, 1907), «Небо и земля» (по Дж.Байрону, 1918), «Памяти А.С.Пушкина» (1937); камерно-инстр. соч.; романсы; обработки нар. песен (в т. ч. 2 еврейские мелодии). Ш. завершил тр. Римского-Корсакова «Основы оркестровки» (1913), был ред. его работы «Практический учебник гармонии» (1912–56, изд. 9–19) и мн. муз. произв. композитора. Ш. сочинил финал 2-го акта и заключит. сцену оп. А.А.Спендиарова «Алмаст» (1939), дополнит. сцены к оп. франц. комп. Э.Паладиля «Отечество» («Фландрия»; по пьесе В.Сарду). Автор транскрипций для симф. орк. «Концерта для малого орк.» К.-Ф.-Э.Баха, «Чаконы» из 2-й скрипич. партиты И.-С.Баха, сонаты для малого орк. И.Э.Гальяра и др. Написал «Воспоминания об А.К.Глазунове», опубликовал его письма (т. 2. Л., 1960). Засл. деятель иск-в РСФСР (1934), нар. арт. УзССР (1944). [[Категория:Персоналии]] | ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич (1883, [[Вильна]] – 1946, [[Ленинград]]), композитор, дирижер, педагог. Брат Н.О.[[Шупак]]. Проф. (1915), д-р иск-ведения (1943). В 1907 окончил Петерб. ун-т (естеств. ф-т). В 1901–08 обучался в Петерб. конс. (кл. композиции Н.А.Римского-Корсакова; изучал гармонию под рук. А.К.Лядова, инструментовку у А.К.Глазунова). Преподавал там же (1908–46) композицию и муз.-теоретич. предметы, в 1917–31 декан композиторского ф-та, в 1931–34 зав. дирижерским отд-нием, в 1934–39 зам. дир., с 1939 зав. кафедрой композиции). Среди учеников Ш.: Д.Д.Шостакович, Ю.А.Шапорин, А.Ф.Пащенко, В.В.Щербачев, С.А.[[Чернецкий]]. Мн. соч. написаны на основе нар. фольклора: 5 симф. (3-я – с элементами еврейской муз., 1929; 4-я – «Турксиб» – на казах. и кирг. темы, 1933; 5-я симф.-рапсодия – на узб. темы, 1943; каприччо «В Армении» (1940); узб. увертюра «Вперед» (1943, Париж). Среди произв. – балеты «Метаморфозы» (по Овидию, 1913, пост. в 1914 в «Русских сезонах» С.П.Дягилева в Париже), «Тиль Уленшпигель» (по Ш.Де Костеру, 1936); кантаты «Русалка» (по М.Ю. Лермонтову, 1907), «Небо и земля» (по Дж.Байрону, 1918), «Памяти А.С.Пушкина» (1937); камерно-инстр. соч.; романсы; обработки нар. песен (в т. ч. 2 еврейские мелодии). Ш. завершил тр. Римского-Корсакова «Основы оркестровки» (1913), был ред. его работы «Практический учебник гармонии» (1912–56, изд. 9–19) и мн. муз. произв. композитора. Ш. сочинил финал 2-го акта и заключит. сцену оп. А.А.Спендиарова «Алмаст» (1939), дополнит. сцены к оп. франц. комп. Э.Паладиля «Отечество» («Фландрия»; по пьесе В.Сарду). Автор транскрипций для симф. орк. «Концерта для малого орк.» К.-Ф.-Э.Баха, «Чаконы» из 2-й скрипич. партиты И.-С.Баха, сонаты для малого орк. И.Э.Гальяра и др. Написал «Воспоминания об А.К.Глазунове», опубликовал его письма (т. 2. Л., 1960). Засл. деятель иск-в РСФСР (1934), нар. арт. УзССР (1944). [[Категория:Персоналии]] |
Версия от 17:04, 11 июля 2009
ШТЕЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич (1883, Вильна – 1946, Ленинград), композитор, дирижер, педагог. Брат Н.О.Шупак. Проф. (1915), д-р иск-ведения (1943). В 1907 окончил Петерб. ун-т (естеств. ф-т). В 1901–08 обучался в Петерб. конс. (кл. композиции Н.А.Римского-Корсакова; изучал гармонию под рук. А.К.Лядова, инструментовку у А.К.Глазунова). Преподавал там же (1908–46) композицию и муз.-теоретич. предметы, в 1917–31 декан композиторского ф-та, в 1931–34 зав. дирижерским отд-нием, в 1934–39 зам. дир., с 1939 зав. кафедрой композиции). Среди учеников Ш.: Д.Д.Шостакович, Ю.А.Шапорин, А.Ф.Пащенко, В.В.Щербачев, С.А.Чернецкий. Мн. соч. написаны на основе нар. фольклора: 5 симф. (3-я – с элементами еврейской муз., 1929; 4-я – «Турксиб» – на казах. и кирг. темы, 1933; 5-я симф.-рапсодия – на узб. темы, 1943; каприччо «В Армении» (1940); узб. увертюра «Вперед» (1943, Париж). Среди произв. – балеты «Метаморфозы» (по Овидию, 1913, пост. в 1914 в «Русских сезонах» С.П.Дягилева в Париже), «Тиль Уленшпигель» (по Ш.Де Костеру, 1936); кантаты «Русалка» (по М.Ю. Лермонтову, 1907), «Небо и земля» (по Дж.Байрону, 1918), «Памяти А.С.Пушкина» (1937); камерно-инстр. соч.; романсы; обработки нар. песен (в т. ч. 2 еврейские мелодии). Ш. завершил тр. Римского-Корсакова «Основы оркестровки» (1913), был ред. его работы «Практический учебник гармонии» (1912–56, изд. 9–19) и мн. муз. произв. композитора. Ш. сочинил финал 2-го акта и заключит. сцену оп. А.А.Спендиарова «Алмаст» (1939), дополнит. сцены к оп. франц. комп. Э.Паладиля «Отечество» («Фландрия»; по пьесе В.Сарду). Автор транскрипций для симф. орк. «Концерта для малого орк.» К.-Ф.-Э.Баха, «Чаконы» из 2-й скрипич. партиты И.-С.Баха, сонаты для малого орк. И.Э.Гальяра и др. Написал «Воспоминания об А.К.Глазунове», опубликовал его письма (т. 2. Л., 1960). Засл. деятель иск-в РСФСР (1934), нар. арт. УзССР (1944).