ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(нет различий)

Текущая версия от 20:20, 11 июля 2009

ГЛИЭР Рейнгольд-Эрнст Морицевич (1874/5, Киев – 1956, Москва), композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Д-р иск-ведения (1941). Родился в семье потомств. мастеров по изготовлению муз. инстр-тов. Музыке учился дома, с 13-ти лет начал сочинять, играл в домашнем струн, квартете. В 1891–94 учился в Киевском муз. уч-ще у О.Шевчика (скрипка), Е.А.Рыбы (ученик НАРимского-Корсакова; теория музыки). В 1894 принят в Моск. конс. по 2 специальностям: скрипка (класс Н.Н.Соколовского, затем И.В.Гржимали) и композиция (у А.С.Аренского и Г.Э.Конюса (гармония), С.И.Танеева (контрапункт, муз. форма), М.М.Ипполитова-Иванова (сочинение). Окончил конс. с золотой медалью в 1900, будучи автором симфонии, октета, секстета, квартета. С 1901 преподавал в муз. школе Гнесиных. С 1902 публикуются его соч. в петерб. изд-ве Бесселя, затем у Гутхейля и Юргенсона. В 1903 выступает в концертах как скрипач и пианист. В 1905 Г. удостоен Глинкинской пр. за 1-й секстет. В 1906–08 изучал дирижирование у О.Фрида (Берлин), с 1910 выступает как дирижер в Москве, Одессе, Киеве, Харькове, Баку, Тифлисе, Ростове-на-Дону. 1913–20 проф. класса композиции Киевской конс. (с 1914 также дир.), рук. оперного орк., камерно-инстр. классов. В 1920–41 проф. Моск. конс. по классу композиции. Его учениками в разное время были Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Б.Н.Лятошинский, Л.Н.Ревуцкий, Б.Н.Александров, Л.К.Книппер, одноврем. рук. муз. секции Моск. отдела нар. образования, сотрудник Моск. отд. Наркомпроса РСФСР. Г. – чл. этнографич. секции Моск. пролеткульта – проявлял большой интерес к нац. культурам Закавказья и Ср. Азии. В эти же годы начал сотрудничать с Вл.И.Немировичем-Данченко и К.С.Станиславским, писал музыку к спектаклям МХАТа, Муз. студии Немировича-Данченко, студии им. Станиславского и др. В 1937 возглавил Моск. отделение СК СССР, в 1938–48 пред. Оргкомитета СК СССР. Музыку Г. отличает верность традициям рус. муз. классики, жизнеутверждающее начало, пластичность муз. языка, интерес к разнонац. муз. культурам. Внес значит, вклад в развитие азерб. (автор первой нац. оп. «Шахсенем», 1927, 2-я ред. 1934) и узб. нац. муз. культуры (оп. «Гюльсара», 1936 и оп. «Лейли и Меджнун», 1940; обе совм. с Т.Садыковым; увертюра «Ферганский праздник», 1940, впервые исполнена в 1941 в США и посв. «Чикагскому симф. оркестру к его 50-летию и блестящему дирижеру орк. д-ру Ф.Стоку»). Автор бал. (в т.ч. «Красный мак», 1927; «Комедианты», 1931, «Медный всадник», 1949), оп. «Рашель» (1948), 3 симф., симф. поэм, увертюр, концертов с орк. (в т.ч. для голоса, поев. Д.Я.Пантофель-Нечецкой, 1943; для виолончели с орк., поев. М.Л.Ростроповичу, 1946), камерно-инстр. ансамблей, романсов и др. Нар. арт. СССР (1938). Стал. пр. (1946, 1948, 1950).