СМОЛЕНСКИН: различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, [[Монастырщина]] Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1862 – в [[Одессе]], зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64. В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде. Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией». В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч. Ром. С. «Скиталец по тропам жизни» (1868–76), «Радость безбожников» (1872), «Похороны осла» (1873), «Гордость и падение» (1874), «Наследие» (1876–84) и др. отличались сложностью и занимательностью сюжетных линий. После погромов 1881 в России С. – один из лидеров палестинофильского движения. [[Категория:Персоналии]] | СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, [[Монастырщина]] Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1862 – в [[Одесса|Одессе]], зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64. В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде. Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией». В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч. Ром. С. «Скиталец по тропам жизни» (1868–76), «Радость безбожников» (1872), «Похороны осла» (1873), «Гордость и падение» (1874), «Наследие» (1876–84) и др. отличались сложностью и занимательностью сюжетных линий. После погромов 1881 в России С. – один из лидеров палестинофильского движения. | ||
[[Категория:Персоналии]] |
Текущая версия от 01:01, 30 августа 2009
СМОЛЕНСКИН (Смоленский) Перец (1842, Монастырщина Мстиславского у. Могилевской губ. – 1885, Меран, Австро-Венгрия), писатель, публицист, издатель. Получил традиц. еврейское религ. образование. С 1862 – в Одессе, зарабатывал на жизнь уроками, самостоятельно изучал иностр. языки и рус. лит-ру (значит. влияние на лит. вкусы С. оказали ст. В.Г.Белинского), вскоре вошел в круг местной еврейской интеллигенции, сотрудничал в журн. «Гамелиц», где в 1867 опубл. свой первый рассказ «Га-Гемул», посв. взаимоотношениям евреев и поляков во время польск. восстания 1863–64. В 1867 выехал в Германию, знакомился с жизнью нем. евреев, резко отрицательно отнесся к росту ассимиляторских настроений в их среде. Осенью 1867 в Вене приступил к изданию журн. «Га-Шахар», в своих публицистич. ст. доказывал, что евреи – такая же нация, как и другие, с тем отличием, что еврейство, лишенное своей территории, является «духовной нацией». В ист.-филос. труде «Ам Олам» (1872) утверждал, что проповедь религ. реформы, исходящая не из религ. кругов, не имеет под собой реальной почвы. По убеждению С., без др.-еврейского языка нет иудаизма, а без иудаизма нет еврейского народа. С этих позиций С. критиковал взгляды идеолога т. н. берлинской Гаскалы И.Мендельсона, к-рый, по убеждению С., сводил иудаизм к простой обрядности и выступал сторонником ассимиляции. Свои взгляды С. развивал и в беллетристич. соч. Ром. С. «Скиталец по тропам жизни» (1868–76), «Радость безбожников» (1872), «Похороны осла» (1873), «Гордость и падение» (1874), «Наследие» (1876–84) и др. отличались сложностью и занимательностью сюжетных линий. После погромов 1881 в России С. – один из лидеров палестинофильского движения.