БЕССАРАБИЯ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 18:58, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БЕССАРАБИЯ, историческое название области между Черным морем и рр. Днестр и Прут. Ныне осн. часть терр. — в составе Республики Молдова; окраина сев. части — в Черновицкой обл., юж. часть — в Одесской обл. в составе Украины. В 10—11 вв. — в составе Киевской Руси, затем в Галицко-Волынском кн-ве. С 1359 — в Молдавском кн-ве, с нач. 16 в. — под властью Османской империи. С 1812 — в составе Рос. империи (Бессарабская обл., с 1873 — губ.). В 1918—40 — в составе Румынии, в 1940—91 — в составе МССР и УССР.Первое докум. подтверждение расселения евреев в Б. датируется 15 в. и связано с тем, что на протяжении этого века евреи-купцы из Стамбула в поисках новых рынков сбыта прокладывали торг. пути с берегов Черного моря в сторону Польши через терр. Б. В свою очередь, купцы из Львова, налаживавшие экономич. связи с Востоком, также пересекали Б. Мн. из них, принимая во внимание выгодное геогр. положение Б., оседали там, основывая первые общины, сначала в сев. и центр. областях, а ближе к 16 в. — и в юж. части Б. В трудах изв. раввинов Польши кон. 16 — нач. 17 в. Йоэля Сиркиса и раби Меира из Люблина содержатся сведения о евреях-торговцах, проживавших в Б., и о еврейских общинах, имевших собств. судей в Аккермане (совр. Белгород-Днестровский). Толчком к возникновению новых еврейских поселений в Б. послужили погромы, осуществлявшиеся в 1648—54 казачьими отрядами Б.М.Хмельницкого, после к-рых евреи бежали из Украины, в т. ч. и в Б. В 18 в. в молд. кн-вах евреи обладали, с юридич. точки зрения, теми же правами, что и представители др. национальностей, но фактически жизнь евреев Б. зависела от произвола местных князей. Часто евреи становились жертвами «кровавого навета».Ко времени присоединения Б. к России по Бухарестскому миру 1812 на ее терр. проживало ок. 20 тыс. евреев (4% общей численности населения). В 20 городах Б. проживало 60% евреев и 40% — в деревнях и местечках. Миграция евреев из кр. еврейских общин Польши на юго-запад способствовала концентрации еврейского населения поначалу в сев. и центр. областях Б. Сферой занятости евреев, кроме торговли, была аренда мельниц, питейных заведений, фруктовых плантаций, прав на рыболовство и лесосплав.К нач. 19 в. в Б. получили распространение идеи хасидизма. Представителями этого течения в 1800—10 были раввин Сорок Довид-Шлойме Айбишц и глава раввинского суда в Кишиневе в 1810—20 Хаим Тирор.Во 2-й пол. 19 в. численность еврейского населения Б. увеличилась примерно в 4 раза и в 1858 составила 84 696 чел. Активная миграция евреев была вызвана, с одной стороны, колонизац. политикой России, заинтересованной в заселении новых, пустующих земель и предоставлявшей определенные экономич. льготы переселенцам, и стремлением евреев перенаселенной черты оседлости использовать возможность вырваться из нее — с другой. Осн. поток еврейских переселенцев был из Белоруссии и Литвы. Численность еврейского населения Б. выросла в результате с 2,9% в 1818 до 5,5% в 1852. Наиб. крупными общинами были общины сев. областей Б. (Хотин, Сороки), в к-рых в тот период сконцентрировалась почти половина еврейского населения. Одним из результатов еврейской миграции стало образование кр. еврейской общины в обл. центре Б. Кишиневе — 20 тыс. евреев, что составляло 20% от общей численности населения.Евреев привлекали в Б. не только экономич. льготы, но и относительно либеральные политич. условия, к-рые устанавливались предоставлением Б. автономии. С 1818 правовой статус евреев Б. определялся «Уставом образования Бессарабской области», сохранившим осн. права, к-рыми евреи обладали до 1812 (разрешение свободно селиться и заниматься предпринимательством, в т. ч. торговлей спиртным, на всей терр. Б.), а также расширившим их. Евреи, выделенные по Уставу в «особое состояние», должны были вступить в одно из сословий налогоплательщиков России — в купечество, мещанство или крестьянство и, таким образом, получить возможность приобретения гос. земель, к-рой они были ранее лишены. Устав ввел лишь одно ограничение: евреям не разрешалось поступать на гос. службу, за исключением евреев-врачей, к-рым в 1838 была предоставлена эта возможность. Данный Устав не запрещал евреям арендовать привилегию помещиков производить и продавать алкогольные напитки в деревнях. Таким образом, евреи Б. в тот период не боялись угрозы изгнания из деревень, в отличие от евреев России («Положение об устройстве евреев» 1804 запрещало этот вид деятельности). Начиная с 1827, когда был принят указ о призыве евреев России в армию, разница между статусом бессарабских евреев и евреев др. областей Рос. империи обозначилась еще резче — евреи Б. не подлежали призыву. Освобождение от призыва в армию оставалось в силе до 1852.В сер. 19 в. евреи Б. экспортировали с.-х. продукцию в Европу, предоставляли кредиты крестьянам и продолжали заниматься арендой. Возможность вести кр. междунар. торговлю была ограничена из-за предпочтительного статуса христианских купцов, в осн. греков и армян. Б. принадлежала к тем немногим губерниям, где еврейское земледелие достигло заметного развития. Благодаря поощрению занятости евреев в с. х-ве, в Б. были созданы еврейские земледельч. колонии, в осн. в сев. и центр. областях. В отличие от земледельч. колоний в России, где евреев поселяли на выделенных для этого по выбору гос-ва землях и предоставляли им жилье, рабочий скот и необходимый с.-х. инвентарь, евреи Б. осваивали купленные или арендованные самостоятельно земли, приобретали скот и орудия труда и, таким образом, в определенной степени, не зависели от надзора властей, бюрократич. препонов и т. д. Благоприятные климатич. условия и плодородная почва также способствовали успеху. Тем не менее еврейские земледельч. колонии Б. все же сталкивались с трудностями. По свидетельству очевидцев, в сер. 19 в. мн. участки выглядели запущенными, а их владельцы прекращали заниматься с.-х. трудом. В 1858 в с. х-ве Б. было занято 12% еврейского населения. Распространенным было выращивание табака (в 1866 евреи составляли 62% занятых в этой сфере), наряду с этим евреи занимались садоводством, огородничеством и виноградарством. Кроме того, евреи занимали ключевые позиции в местной торговле с.-х. продукцией.На духовную жизнь евреев Б. определяющее влияние продолжал оказывать хасидизм, распространившийся с притоком переселенцев из России, Польши и Украины. В 1814 в Б. появился первый хасидский двор в Бендерах (совр. Бендер), во главе к-рого стоял Арье-Лейб Вертхайм (?—1854). Бессарабской династией считалась также Рашковская династия, хотя Рашков находился вне границ Б., на вост. берегу Днестра. Ее основателем был раби Шабтай, ученик Дойв-Бера из Межирича. Во 2-й четв. 19 в. в Б. было сильно влияние раби Исраэля из Ружина, поселившегося в 1840 в Садагоре (Буковина).В 1839 по инициативе сторонников Гаскалы и при поддержке графа М.С.Воронцова в Кишиневе была открыта первая еврейская нерелиг. школа (во всей черте оседлости России только в Одессе существовала еще одна подобная школа). Однако идеи Гаскалы не получили распространения в Б. Евреи Б. враждебно реагировали на появление школы и в подавляющем большинстве не посылали туда детей. После решения пр-ва в 1840-х гг. открыть гос. школы для евреев Рос. империи школа в Кишиневе была закрыта и вместо нее открылись 2 казенных еврейских уч-ща; в 1855 на терр. Б. было уже 6 таких школ — в Кишиневе, Хотине, Бельцах (совр. Бэлць), Бричанах (совр. Бричень) и Измаиле, — и они, как и в России, служили проводниками ассимиляционных идей. К кон. 19 в. под влиянием этих идей в Б. сформировалась немногочисленная, получившая высш. образование и порвавшая с традицией еврейская интеллигенция. Идеи еврейской эмансипации пользовались популярностью также и у части евреев-купцов, стремившихся принимать более активное участие в междунар. торговле, для чего требовалось поднять свой социальный статус путем ассимиляции. Однако осн. масса евреев Б. не приняла идей Гаскалы, игнорировала офиц. школы и боролась с их влиянием. По сравнению с еврейством Литвы, Белоруссии, Польши и Украины еврейское население Б., особенно сельское, отличалось недостаточностью светского и религ. образования, во мн. местечках не было даже хедера.В 1897 в Б. проживало 228 620 евреев (11,8%). Из них 109 703 еврея (48%) проживало в городах, 60 701 (26,5%) — в местечках и 58 216 (25,5%) — в деревнях. 50 237 евреев (22%) проживало в Кишиневе, к-рый в 1897 был третьим по величине городом черты оседлости. Процент евреев, проживавших в деревнях, был одним из самых высоких в черте оседлости — 3,8% от общей численности еврейского населения Б. К этому времени правовое положение бессарабских евреев уже ничем не отличалось от положения евреев в др. областях Рос. империи, в т. ч. и в отношении воинской повинности, а в нек-рых аспектах оказалось тяжелее: так, запрет селиться в пограничной полосе (50 верст от границы), после пересмотра границ по Парижскому миру (1858) и Берлинскому трактату (1878), серьезно повлиял на сложившийся уклад жизни бессарабских евреев. Согласно договорам, нек-рые области Юж. Б. переходили к Румынии, в результате значит. часть нас. пунктов с еврейским населением, в т. ч. Кишинев, оказались в запретной пограничной полосе. Массовое изгнание евреев могло нанести вред экономике края, ввиду этого в 1858 был издан спец. указ, разрешавший оставаться в запретной полосе евреям, имевшим там пост. местожительство до подписания договора, но запрещавший селиться «новым» евреям. На практике мн. евреи при попустительстве местных властей продолжали проживать в запретных районах под пост. угрозой изгнания.В результате изгнания евреев из сел. местности вырос процент евреев, занимавшихся торговлей, перевозками и ремесл. трудом (обработка табака, часовое дело, произ-во напитков, одежды, мыла). Евреям принадлежали 2 из 3 кр. мельниц Б. и неск. больших лесопилок. Среди евреев числились преподаватели, в свободных профессиях (адвокатура, медицина, искусство) к кон. 19 в. было занято 1,7% евреев Б. На экономич. положении евреев Б., значит. часть к-рых занималась торговлей с.-х. продукцией, тяжело отразился аграрный кризис, к-рый переживала Россия в посл. десятилетии 19 в. в связи с падением цен на мир. рынке пшеницы. Обнищание евреев и усиление преследований привело к тому, что многие из них покинули Б. и выехали в Канаду и США. После появления планов барона Гирша переселить рос. евреев в Аргентину евреи Б. приняли деятельное участие в их реализации.К кон. 19 в. хасидизм продолжал удерживать свои позиции в среде бессарабских евреев. Особым влиянием пользовалась династия Фридманов из Садагоры и династия Тверских. Цадики и их посланцы посещали местечки Б., где встречали радушный прием. В 1860 в Кишиневе была основана иешива, в к-рой в 1876 занималось 280 уч-ся. В 1898—99 в хедерах обучалось 60,9% еврейских детей школьного возраста. Несмотря на то что большинство бессарабских евреев придерживалось традиц. образа жизни и противилось светскому образованию, часть еврейского населения деревень переняла культуру быта, обычаи, язык и одежду молд. крестьян и мало чем отличалась от них внешне. В произв. еврейских писателей подчеркивается самобытность общины Б., непохожей на привычные общины Литвы, Белоруссии и Украины.В кон. 19 в. в Б. стали приобретать популярность сионистские идеи. Представителями «Хибат Цион» в Кишиневе были А.Грунберг и М.Я.Дизенгоф. В 1888 25 семей с помощью барона Ротшильда переселились в Э.-И. В 1890 7 дел. Б. (6 — из Кишинева) приняли участие в учредит. съезде Одесского к-та «Хибат Цион». В 1897 представителем Б. на 1-м Сионистском конгрессе был Я.М.Бернштейн-Коган. Погромы 1880-х гг., кишиневский погром 1903, погромы 1905, затронувшие 3 города и 68 местечек Б., усилили сионистские настроения в еврейском об-ве. В этот период еврейская интеллигенция начала прилагать усилия к организации социальной и мед. помощи бедным слоям еврейского населения и проф. образования еврейской молодежи; были основаны еврейские ремесл. уч-ща, в т. ч. и для девушек, организованы фонды помощи жертвам погромов. Появились еврейские писатели, пишущие на иврите: Иегуда Штейнберг (1863—1908), Симха-Алтер Бен-Цион (1870—1932), Я.И.Фихман и др. В 1909 раввином Кишинева стал Л.-И.-М.Цирельсон, игравший заметную роль в обл. еврейского религ. законодательства, впоследствии гл. раввин Б.В 1918 после присоединения Б. к Румынии бессарабские евреи автоматически получили рум. гражданство. В 1920 в Б. проживало 267 тыс. евреев. Как и в др. частях Румынии, бессарабские евреи сталкивались с враждебностью населения, антиеврейской политикой властей. Экономич. положение евреев Б. ухудшилось. Отделение района от прежних рос. рынков, засуха, к-рая трижды за период 1918—40 поражала Б., мир. экономич. кризис привели к серьезному спаду в с.-х. произ-ве. Помощь евреям Б. оказывалась в осн. Джойнтом. В 1930 в Б. функционировали сберегат. и кредит. банки в 39 нас. пунктах. Во время аграрной реформы в Б. (1920—23) от 4 до 5 тыс. евреев получили от 7 до 10 акров земли каждый, всего обрабатывалось ок. 120 тыс. акров.Под рум. правлением еврейская общинная жизнь начала активно возрождаться. Активизировалась деятельность политич. партий, принимавших участие в сионистском движении, и др. орг-ций. В 1920 в Кишиневе состоялась 1-я конф. бессарабских сионистов. Широкая сеть еврейских нач. и ср. школ с преподаванием на идише или иврите была открыта в нач. рум. правления. В 1922 в Б. было 140 еврейских школ с 19 746 уч-ся (105 — на иврите с 16 456 уч-ся). В Кишиневе был открыт Учительский ин-т. В кон. 1922 политика рум. пр-ва изменилась. Мн. школы были лишены еврейской направленности и переориентированы в румынские. В 1929—30 оставалось 64 еврейских образоват. учреждения в 30 р-нах Б. (15 дет. садов, 37 нач. школ, 11 ср. школ и одна профессиональная), в к-рых обучался 6381 уч-ся и работало 312 учителей. В этот период социальные структуры Б. включали в себя 13 еврейских больниц, санаторий для туберкулезных больных, об-ва помощи больным в 25 р-нах, 13 домов престарелых и 4 дет. дома.В 1940 Б. была присоединена к СССР. Отступая, рум. солдаты зверски убивали евреев под предлогом того, что они радовались будущему приходу РККА.В процессе советизации от Б. были отрезаны ее сев. (вкл. Хотин) и юж. (вкл. Аккерман) области, к-рые были присоединены к УССР. Центр. часть Б. вместе с Кишиневом с существовавшей до 1940 Молд. АССР образовали МССР. В результате мн. еврейские семьи были отрезаны друг от друга и еврейская община оказалась разобщенной. Часть бессарабских евреев бежала из Румынии в сов. Молдавию; часть рум. евреев пыталась бежать из Б. в Румынию. На фоне зверств отступающей рум. армии и усиления рум. гос. антисемитизма вступление частей РККА поначалу было воспринято бессарабскими евреями с энтузиазмом. Во мн. гор. советы руководителями назначались местные левые активисты-евреи, к-рых затем постепенно заменяли на неевреев. В результате проведенной паспортизации мн. евреям было запрещено проживать в больших городах. Последовала волна арестов активистов сионистских орг-ций, еврейских коммунистов, обвиненных в троцкизме, и т. д. В ночь с 13 на 14 июня 1941 были высланы в Сибирь тысячи бессарабских евреев. Высылка продолжалась вплоть до герм. оккупации. Всего за 1941 из Б. было выслано ок. 8 тыс. евреев.Политика в сфере образования привела к закрытию школ с преподаванием на иврите, в школах с преподаванием на идише уч. программы были советизированы. Число еврейских школ резко сократилось. Еврейские газеты были закрыты. Выпускалась радиопрограмма на идише и проводились концерты и строго цензурированные поэтич. вечера. Большинство книг на иврите были конфискованы из б-к и во мн. случаях сожжены. В Кишиневе действовал Гос. еврейский т-р на идише. Большинство синагог было закрыто и превращено в клубы.22 июня 1941 герм. и рум. войска пересекли границу с Б., и за 4 недели вся терр. Б. была оккупирована. Две трети еврейского населения не успели эвакуироваться. Часть евреев была уничтожена сразу во время наступления, а остальные отправлены в гетто, созданные в кон. июля 1941 в разл. городах Б. Особенностью бессарабских гетто была концентрация евреев в отгороженных колючей проволокой пустынных местах, где их оставляли умирать от голода. В сент. 1941 началась депортация ок. 80 тыс. евреев Б. в Транснистрию. Часть бессарабских евреев, изгнанных на вост. берег Днестра, погибла в пути, часть была расстреляна, остальные погибли в гетто на терр. Украины.В февр. 1944 сов. войска вошли в Транснистрию. Уцелевшие в гетто евреи были освобождены. 24 авг. 1944 был освобожден Кишинев. Сразу же были приняты меры для возрождения сов. власти на всей освобожденной терр. Б. Возвращались оставшиеся в живых бессарабские евреи из Украины и из внутр. р-нов СССР. Их дома были разрушены, все имущество разграблено, особенно в деревнях и местечках. Большинство вернувшихся беженцев поселялись в Кишиневе. После 1945 еврейская жизнь в Б. в теч. продолжит. времени не восстанавливалась. Возрождение еврейского нац. движения началось в кон. 1960-х гг. (см. ст. Молдова и ст. об отд. гор. Б.).