ГАЛИЦИЯ ВОСТОЧНАЯ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 20:30, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГАЛИЦИЯ ВОСТОЧНАЯ, историческое название области на западе Украины (совр. Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская обл.). (Зап. Галиция — терр. совр. Жешувского и б. ч. Краковского воеводств в составе Республики Польша.) С 1352 — в составе Вел. кн-ва Литовского, с 1569 — Речи Посполитой, в 1772 — 1918 — в провинции Кор-ва Галиции и Лодомерии с Вел. герцогством Краковским в составе Австрийской империи (с 1867 — Австро-Венгрии). В 1919—39 — в составе Польши, в 1939—91 — УССР.Начиная с 14 в. Г. В. — одно из крупнейших мест сосредоточения вост.-европ. еврейства. Первое упом. о появлении евреев относится к 11 в., когда Г. В., как и вся Галиция, входила в состав Галицкого (с 1230-х гг. Галицко-Волынского) кн-ва. В 14 в. появились еврейские общины во Львове и Галиче, в 15 в. — в др. городах Г. В. В кон. 15 в. в край переселились евреи, бежавшие от преследований из Испании, Португалии и др. европ. стран, что значительно увеличило численность еврейского населения Г. В. К 1500 еврейские общины существовали в 25 городах. Польск. короли предоставили еврейским общинам автономию, включая судебную, и уже в 1-й пол. 16 в. в Г. В. сложилась стабильная система еврейского самоуправления. Общины подчинялись окр. ваадам, к-рые в свою очередь подчинялись общепольск. «Вааду четырех земель». Г. В. входила в состав одной из этих земель — Львовской (Червонная Русь). Духовными главами общин являлись раввины, как правило, назначавшиеся королем или его наместником. Большое внимание общины уделяли еврейскому образованию, открывая хедеры и иешивы; среди последних выделялись иешивы во Львове и Остроге.Евреи Г. В. играли заметную роль в экономике края, особенно это касалось внешн. торговли (экспортно-импортные, транзитные торг. операции). Кр. торг. центром в общепольск. масштабах был Львов. Ведущие места во внутр. оптовой торговле и в банковском деле также занимали евреи; они были кредиторами польск. королей и магнатов, часто брали у них на откуп сбор налогов, арендовали разл. промыслы (переработка с.-х. продукции, лесоразработки), рудники, землю, мельницы, корчмы и т. п. Предпринимательской деятельности евреев, приносившей доходы королю и магнатам, способствовали распространенные на Г. В. в 14 в. т. н. привилегии, гарантировавшие свободу передвижения, торговли, аренды и приобретения земли, религ. обрядов и др. Однако большинство евреев Г. В. были мелкими торговцами и ремесленниками (портные, сапожники, скорняки, кузнецы и др.), часть к-рых, не признаваемая христианскими цехами, объединялась в самостоят. цехи. Осн. масса евреев Г. В. проживала в местечках и небольших городах, находясь в зависимости от их владельцев — магнатов и шляхтичей. В кр. («королевских») городах еврейские кварталы превращались в гетто, напр., во Львове, Самборе, Жолкве (совр. Жовква). В сер. 17 в. евреи Г. В. пострадали от набегов казачьих отрядов Б.М.Хмельницкого.Ко времени перехода Г. В. под власть Австр. империи евреи составляли 13,2% населения края. Социально-экономич. положение их в первое время почти не изменилось. Последовавшие к кон. 18 в. законодат. акты по «еврейскому вопросу», включая т. н. Патент толерантности (Эдикт терпимости) 1789, носили противоречивый характер. Расширяя права евреев, они при этом вводили ряд ограничений. Формально евреи уравнивались в правах со всеми гражданами, синагоги приравнивались к католич. костелам, однако ограничивалась общинная автономия, ликвидировалась судебная, фактически упразднялось кагальное самоуправление. Утверждаемые пр-вом выборные старосты ведали только синагогами и благотворительностью. Все это практически было направлено на ликвидацию обособленности евреев, на ускорение их ассимиляции. Ограничивалась свобода проживания вне гетто, суживалась сфера деятельности (запрет торговать аптечными товарами, состоять на гос. службе, в ремесл. цехах, купеч. гильдиях и т. п.). Значительно повысились налоги на еврейское население, что привело к разорению и обнищанию осн. его массы — мелких торговцев, лавочников, ремесленников и др.В религ. жизни евреев Г. В. большое распространение получил хасидизм, к-рый в кон. 18 в. от упорной борьбы с его противниками (миснагедами) перешел к сотрудничеству с ними в борьбе против сторонников Гаскалы, поддерживаемых австр. пр-вом. Программы созданных просветителями т. н. образцовых школ сочетали изучение еврейских и светских дисциплин.В результате рев-ции 1848, в к-рой евреи городов Г. В. принимали активное участие, они, как и евреи всей Австр. империи, получили равноправие. Теперь евреи имели право учиться в ср. школах и ун-тах. Впоследствии расширился круг осн. занятий, и среди евреев Г. В. появились представители свободных профессий (врачи, адвокаты, учителя и др.). Поражение рев-ции повлекло за собой ужесточение внутр. политики пр-ва, а это вновь привело к введению ограничит. мер в отношении евреев. В 1853, напр., евреям запрещено было покупать недвижимость в сел. местности, торговать за пределами гетто. Положение евреев относительно стабилизировалось с принятием в 1867 новой конституции Австро-Венгрии, вновь провозгласившей их равноправие. Это событие стало привлекать в Г. В. иммигрантов. К 1890 в крае проживало ок. 811 тыс. евреев (11,9% численности населения).Во 2-й пол. 19 в. усилилось противоборство хасидов, поддерживаемых большинством евреев, и сторонников Гаскалы — приверженцев реформированного иудаизма и ассимиляции. Ортодоксы-нехасиды создали в 1869 об-во «Шоймер Исраэль» («Страж Израиля»), хасиды — союз «Махзикей Га-Дас» (осн. в 1879). Возник ряд др. обществ.-религ. орг-ций. Сторонников ассимиляции поддерживали зажиточные евреи, влияние к-рых к тому времени значительно возросло; среди них были банкиры, предприниматели, нефтепромышленники (еврееи являлись, по сути, основателями Бориславских нефтепромыслов), хозяева с.-х. имений, оптовые торговцы.К кон. 19 в. вырос удельный вес численности евреев в ведущих отраслях экономики Г. В. В 1900 в пром-сти он составлял 38,7%, в торговле — 74%. Вместе с тем в результате экономич. кризиса увеличилась безработица, возросло кол-во лиц без определенных занятий: домашняя прислуга, поденщики (среди евреев Г. В. оно достигло 44,8%). Все большее число евреев существовало за счет благотворительности; только во Львове функционировали 86 общинных и ок. 200 частных благотворит. фондов.К кон. 19 в. в Г. В. появились первые сионистские орг-ции. В 1880-х гг. активно действовало палестинофильское движение «Хибат Цион», во Львове возникли об-ва «Микра Кодеш» (1883) и «Сион» (1887), «Компания по заселению Эрец-Исраэль» (1882). В 1890-х гг. во Львове и Станиславе (совр. Ивано-Франковск) были созданы сионистские центры. К этому периоду относится и начало организованного еврейского рабочего движения. Будучи первоначально составной частью польск. рабочего движения под рук. Польск. социалистич. партии (ППС), оно постепенно отделилось от нее. В нач. 1890-х гг. в Г. В. возникли еврейские профсоюзы «Яд хазака». В 1904 начали действовать отд-ния «Поалей Цион», в 1906 — Еврейской с.-д. партии Галиции (ЕСДП). Евреи-рабочие участвовали в работе общепролет. рев. орг-ций «Пролетариат», Галицийской с.-д. партии и др.В нач. 1-й мир. войны евреи Г. В., до наступления рус. армии, бежали на запад Австро-Венгрии; к осени 1914 насчитывалось до 400 тыс. таких беженцев. В сент. 1914 в край вошли рус. войска. Прокатилась волна еврейских погромов. Мн. евреев депортировали на восток России под предлогом выселения из прифронт. полосы. В июне 1915 рус. войска отступили, в край вернулась австр. администрация. Еврейские общины возобновили свою деятельность.В окт. 1918 Австро-Венгерская империя распалась. На ее основе возникли новые гос-ва. В нояб. 1918 созданная во Львове Укр. нац. рада провозгласила образование в Г. В. Зап.-Укр. Нар. Республики (ЗУНР). Было декларировано равноправие всех нацменьшинств края, в т. ч. евреев. Еврейские представители получили в Укр. раде 13% мест. Тогда же были избраны Вост.-Галицийская еврейская нац. рада (ЕНР) и еврейские нац. рады во Львове, Станиславе, Стрые, Тернополе и др. городах. В кон. нояб. 1918 Львов заняли польск. войска, учинившие неск. еврейских погромов. Для помощи пострадавшим представители всех еврейских партий создали Еврейский к-т спасения. Пр-во ЗУНР переехало в Станислав. В июле 1919 польск. войска окончательно разгромили ЗУНР, после чего Г. В. вошла в состав Польши.Терр. Г. В. была разделена на 3 воеводства (Львовское, Станиславское, Тернопольское), в к-рых, по данным переписи 1921, проживало св. 534 тыс. евреев. Осн. формой орг-ции еврейского населения продолжали оставаться общины, однако их деятельность была ограничена лишь решением вопросов религ. жизни и социальной помощи, при этом они находились под контролем местн. властей. В сер. 1920-х гг. в Г. В. насчитывалось 98 еврейских общин. В 1920—30-х гг. произошли нек-рые изменения в сфере занятости еврейского населения. Выросла численность рабочих-евреев, в частн., в горнодобывающей и перерабатывающей пром-сти трудилось св. 220 тыс. чел., на транспорте и пр-тиях связи — более 21 тыс. По-прежнему евреи доминировали в торговле, они составляли 38% мелких предпринимателей. Появилась небольшая группа евреев — кр. землевладельцев, к-рым принадлежало св. 4% земельных угодий края. Увеличилось число евреев — представителей свободных профессий. Тем не менее жизненный уровень подавляющего большинства евреев Г. В. — рабочих, ремесленников, мелких торговцев — оставался довольно низким. Положение усугублялось проявлением разл. форм антисемитизма, принявшего с 1935 (после смерти главы польск. гос-ва Ю.Пилсудского и принятия новой конституции) гос. характер.В сложившейся обстановке активизировалось сионистское движение. С 1920 во Львове действовала краевая сионистская орг-ция. Среди сионистов преобладали т. н. общие сионисты, представленные партией «Объединение сионистов Польши», за ними следовала партия религ. сионистов Мизрахи, на левом фланге — созданная в 1921 рабочая сионистская партия «Гитахдут» и «Поалей Цион». Им противостояла антисионистская религ. ортодоксальная партия «Агудас Исроэль». С сер. 1920-х гг. в Г. В. появились отд-ния Всемир. союза сионистов-ревизионистов и созданные под его эгидой молодежные орг-ции Бейтар. Еврейские партии активно участвовали в политич. жизни края. В 1922 евреи Г. В. избрали 15 деп. Сейма и 4 сенаторов. Основой нач. образования еврейских детей оставались многочисл. хедеры и талмуд-торы. В 1920-х гг. появился ряд школ с преподаванием на иврите и идише. Функционировали еврейские б-ки, в частн., большая б-ка при Львовской религ. общине, неск. еврейских музеев. Только в Львовском воеводстве выходило 63 газ. на иврите и идише.В сент. 1939 Г. В., как и вся Зап. Украина, была присоединена к СССР и вошла в состав УССР. Сов. власти запретили деятельность еврейских партий, обществ. и религ. орг-ций, были закрыты хедеры и иешивы. Мн. активистов еврейского движения депортировали в вост. р-ны СССР.В 1941, в первые дни войны между Германией и СССР, части вермахта оккупировали Г. В. Подавляющее большинство евреев не успело эвакуироваться. Терр. Г. В. под наименованием «дистрикт Галиция» была присоединена к Польск. ген-губернаторству. Уже в кон. июля 1941 начались массовые расстрелы евреев. В городах Г. В. создавались гетто. Ок. 200 тыс. евреев было уничтожено в Яновском лагере подо Львовом. Во всех лагерях и гетто «дистрикта Галиция» было уничтожено св. 400 тыс. евреев, в целом в областях Г. В. — ок. 560 тыс. евреев.К лету 1944 Г. В. была освобождена частями сов. армии. (О жизни евреев Г. В. после 1945 см. ст. Украина и ст. об отд. городах Г. В.)В.С.Левин