ГРУЗИЯ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 20:58, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ГРУЗИЯ, государство в центр. и зап. части Закавказья, на западе омывается Черным морем. Столица — Тбилиси (до 1936 — Тифлис). В 8—6 вв. до н. э. на терр. совр. Зап. Г. существовало Колхидское царство, в 4—3 вв. до н. э. на востоке Г. — гос-во Иберия. В 6 — нач. 10 в. терр. Г. находилась под властью перс. гос-ва Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В 8 — нач. 9 в. сложились кн-ва Кахети, Эрети, Тао-Кларджетское, а также Абхазское царство. В 11—13 вв. — объедин. Груз. царство. В 13—14 вв. терр. Г. подвергалась нашествиям монголо-татар, Тамерлана, в 16 — нач. 18 в. — персов и турок. В 15 — нач. 19 в. на этой терр. существовали царства и кн-ва Картли, Кахети, Имеретия, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия и Абхазия. В 1783 Вост. Г. перешла под протекторат России. В 1801 Вост. Г., в 1803—64 Зап. Г. вошли в состав Рос. империи (позднее составили Тифлисскую и Кутаисскую губ.). В 1918 терр. Г. была оккупирована тур.-герм., затем брит. войсками. В мае 1918 образована Грузинская Демократическая Республика. В 1921 на терр. Г. вошли части Кр. Армии, в февр. 1921 образована ГССР (с марта 1922 — в составе ЗСФСР, с дек. 1922 — в составе СССР). В 1991 Г. стала независимым гос-вом.По бытующей среди грузинских евреев легенде, они являются потомками одного из десяти колен израилевых, расселение к-рых началось в 8 в. до н. э. По др. версии, евреи стали селиться в Г. после разорения Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II в 586 до н. э. Ряд исследователей связывает упом. пророком Овадией Сапарад (самое отдаленное место поселения евреев) с землей древнегруз. племени сасперов (Спер, Испир).Согласно древнегруз. ист. традиции переселение евреев в Г. проходило и в последующие века (в т. ч. во 2 в. до н. э. и 1 в. н. э.). В древнегруз. трактате «Обращение Грузии» (4—9 вв.) отмечено бытовавшее среди грузинских евреев предание об их происхождении из колена Бениамина. По данным древнегруз. источников, еврейская община Г. поддерживала связи с Э.-И. и др. общинами. Часть евреев (в т. ч. духовный наставник мцхетской общины Абиатар и его дочь Сидония) в 1-й пол. 4 в. оказали помощь царице Нино в распространении христианства в крае. Др. евреи, оставшиеся верными иудаизму, были вынуждены покинуть Мцхету. В 6 в. в Зап. Г. поселились евреи, прибывшие, вероятно, из Византии. После завоевания Зап. Г. Византией до 3 тыс. евреев бежали в Юго-Вост. Г., находившуюся под властью Персии. В 9 в. грузинские евреи, вероятно, поддерживали контакты с исповедовавшей иудаизм знатью Хазарского каганата. В кон. 9 в. возникла т. н. тбилисская секта, осн. Абу-Имран Мусой (Моше) аз-Зарафани, к-рый прибыл в Тбилиси из Двуречья.В 9—10 вв. одним из центров духовной жизни грузинских евреев стала Гагра. Местная община поддерживала связи с евреями Крыма (в частности, с караимами). В 1207 в Гагре жил ученый-филолог раби Иегуда бен Яаков, в трудах к-рого отразилось влияние караимской грамматич. школы. Источники 12 в. фиксируют и широкое распространение раббанитских идей среди грузинских евреев (это подтверждают сообщения Аврагама ибн Дауда, Биньямина из Туделы и Птахии из Регенсбурга). В 12—13 вв. евреи играли заметную роль в жизни Г.: в источниках упом. богатый купец Иосиф Бугфабаидзе и купец Занкан Зорабабели, к-рый сопровождал сына кн. Андрея Боголюбского Георгия, ставшего в 1185 мужем царицы Тамары. 12 в. датируется написанный на пергаменте список Торы, хранившийся в Лайлашах (т. н. Лайлашская или Сванетская библия).В 13 в. в результате монголо-татар. нашествия численность евреев в Г. резко сократилась. В 14 в. в Тбилиси жили видный талмудист Иосиф бен Давид ал-Тбилиси и его сын — философ Иешаягу бен Иосиф ат-Тбилиси (изв. также под именем Ришби), переселившийся позднее в Тебриз (Персия). В обстановке междоусобиц и войн 13—15 вв. ускорился начавшийся еще в 9—10 вв. процесс закрепощения грузинских евреев (при этом господа брали на себя обязательство не принуждать их к переходу в христианство). В 1392 крепостными Мцхетского монастыря были евреи Елиозидзе. В Базаре этому монастырю принадлежало 27 дымов евреев и армян-купцов. В правовом отношении до нач. 19 в. положение евреев Г. не отличалось от положения остального населения. Осн. занятия — с. х-во, традиц. ремесла (ткачество, крашение тканей и др.), а также торговля (гл. обр. мелочная) и отхожие промыслы. Незначит. число евреев жило в городах, где они занимались гл. обр. торговлей. Евреи-крепостные платили господам ежегод. оброк. Отсутствие единого религ.-духовного центра, разобщенность мелких общин привели к заметному снижению уровня религ. знаний грузинского еврейства. Спасаясь от войн и междоусобиц, мн. евреи бежали из Г. в Персию, Турцию, Крым. В нач. 17 в. перс. шах Аббас I угнал из Г. св. 100 тыс. чел., в числе к-рых были и евреи.Во 2-й пол. 18 в. в условиях относит. стабилизации положения в крае численность евреев возросла, евреи-купцы стали играть заметную роль в экономич. жизни городов. Нек-рые евреи смогли выкупиться на волю и даже обзавестись собств. крепостными из числа грузин-христиан.После присоединения Г. к России (1801—64) состоят. грузинские евреи-купцы активно включились в экономич. жизнь страны, однако осн. масса грузинских евреев продолжала пребывать в нищете. Рос. пр-во распространило на евреев Г. ограничения, действовавшие в отношении евреев на терр. империи. С нач. 19 в. на терр. края стали селиться ашкеназы из др. р-нов страны (гл. обр. ремесленники). Пр-во пыталось ограничить этот процесс: в 1804—52 «иногородние евреи» трижды выселялись из Г., в результате 3-й высылки в Тифлисе осталось лишь 26 ашкеназийских семейств. Общая численность грузинских евреев в 1801 — ок. 6500 чел. (0,7%), в 1832 — ок. 7000 (0,7%), в 1864 — ок. 11 800 чел. (0,7%).После отмены крепостного права евреи Г. стали переселяться из сел в города, где постепенно оформились еврейские кварталы. Наиболее кр. общины сложились в Тифлисе, Кутаисе (совр. Кутаиси), Гори, Поти, Они, Цхинвале (совр. Цхинвали) и Ахалцыхе (совр. Ахалцихе), а также в селах Бануза, Карели, Кулаши, Суджуна, Сурали и др., одноврем. прекратили существование общины в Абастумани, Али, Ахалдаба, Баралети и др. селах. Занятием осн. массы евреев стала мелочная торговля, одноврем. выделилось неск. состоят. еврейских купеческих семей, к-рые вели кр. оптовую торговлю на внутр. и внеш. рынках. Представители этих семей играли заметную роль в органах гор. самоуправления, активно занимались благотворительностью и культурно-просветит. деятельностью среди еврейского населения.Во 2-й пол. 19 в. рос. власти продолжали ограничивать процесс переселения в Г. евреев из др. регионов страны, ввели ряд ограничит. мер в отношении евреев-торговцев, поддерживали антиеврейские настроения среди местного населения. Во 2-й пол. 19 в. зафиксировано ок. 20 случаев «кровавого навета» (в 1877 в Сурами, в 1884 в Суджуне), повлекшие за собой нападения на евреев. В 1879 в Кутаисе прошел суд над 9 евреями из Сапчхре, ложно обвиненными в убийстве девочки-христианки с ритуальной целью (все обвиняемые оправданы). В 1895 произошли антиеврейские «беспорядки» в Кутаисе и Вани.В 1870—1900-х гг. численность еврейского населения увеличилась как за счет естеств. прироста, так и за счет миграции евреев из др. регионов страны. В 1873 в Г. проживало ок. 11 300 евреев (0,8%), в 1887 — ок. 14 700 (0,9%), в 1897 — ок. 18 600 (0,9%), в 1913 — ок. 35 900 евреев (1,4%). К кон. 19 в. ашкеназы составляли до 1/3 от общей численности евреев Г., они объединились в самостоят. общины, к-рые находились в натянутых отношениях с общинами грузинских евреев. Последние считали ашкеназов «безбожниками», обвиняли их в недостаточно ревностном исполнении религ. обрядов и предписаний.Во 2-й пол. 19 в. почти при каждой синагоге имелся хедер, в 1860-х гг. созданы талмуд-торы в Кутаисе, Лайшашах, Тифлисе. В 1880-х гг. в Тифлисе открыты первые еврейские школы, где изучались и светские науки. В 1901 подобные школы открыты в Батуме (совр. Батуми), в 1903 — в Кутаисе, в 1910 — в Они. С 1870-х гг. дети из отдельных ашкеназийских семей стали поступать в рус. гимназии и уч-ща. В 1890-х гг. среди учеников гимназии и уч-ща появились и грузинские евреи, однако их число было незначительно. Так, в 1908 в общеобразоват. школах Кутаисской губ. обучалось 328 евреев, в 1911 — 614 (соответственно 2,6 и 4,4% от общей численности еврейского населения). Большой вклад в развитие культуры и духовной жизни евреев Г. внес цхинвалский раввин А.А.Хволес, по инициативе к-рого в 1906 в Цхинвале была открыта талмуд-тора.В кон. 1890-х гг. среди ашкеназов возникли первые сионистские кружки. В 1901 в Тифлисе прошла 1-я конф. сионистов Кавказа. Среди ее делегатов — грузинские евреи Ш.Хахмишвили из Тифлиса и Пичхадзе из Сурама. Рук. сионистского кружка в Карели Д.Баазов вместе с Н.Элиашвили (1893—1929) вскоре стал гл. распространителем сионистских идей в среде грузинских евреев. Им противостояли, с одной стороны, сторонники ассимиляции во главе с М. и И.Хананашвили, с др. — последователи ортодоксального иудаизма во главе с кутаисским раввином Р.Элуашвили.После Февр. рев-ции 1917 центром сионистского движения в Г. стал Тифлис, оживилась деятельность сионистских орг-ций в Сухуми, Поти, Батуме (в последнем в 1920 выходила газ. «Еврейский голос»). В 1917 в Тифлисе оформились орг-ция «Поалей Цион» и группа «Цеирей Цион». В том же году выходил молодежный еженед. «Юный Израиль» (№ 1—4). В Кутаисе местная орг-ция «Цеирей Цион» в 1918—19 издавала двухнед. «Хма эбраэлиса» («Голос еврея», на груз. яз.) под. ред. Ш. Цициашвили (? — 1926, Э.-И.). В сент. 1918 (накануне выборов в Нац. совет Грузии) по инициативе сионистских орг-ций Г. в Тифлисе прошло собрание всееврейского конгресса, на к-ром были представлены как грузинские евреи, так и ашкеназы. Делегаты-сионисты, избранные этим собранием (Михаэль Штрейхер, Д.Баазов и Б.Какителашвили), не были признаны Груз. избират. комиссией, к-рая утвердила в качестве депутатов М.Р.Даварашвили и А.Бузиашвили, выдвинутых прошедшим в Кутаисе собранием антисионистских орг-ций, оформившихся тогда же как движение «Агудас Исроэль». В февр. 1919 депутатами Учредит. собрания Г. избраны Э. Берштейн, И.А.Элигулашвили и М.Р.Даварашвили (все — по списку Груз. с.-д. рабочей партии). Элигулашвили занял пост зам. мин. финансов в пр-ве Г.В 1919 в Тифлисе возн. молодежная сионистская орг-ция «Бар-Кохба» и еврейская академич. корпорация «Иберия». В 1919 сионистский к-т в Тифлисе провозгласил себя Центр. к-том сионистской орг-ции Г. (ЦКСО), в 1920—21 он издавал журн. «Еврейская жизнь» (№ 1—10, ред. М. Штрейхер), в 1920 — «Бюллетень сионистской орг-ции в Грузии». В авг. 1919 и авг. 1920 ЦКСО созвал две сионистские конференции Г.После оккупации Г. частями Кр. Армии (1921) страну покинуло 1500—2000 грузинских евреев, а также мн. ашкеназы. По переписи 1926, в Г. проживало 35 500 евреев (из них 20 800 — грузинские евреи). Политика сов. властей привела к массовому разорению и обнищанию многочисл. мелких торговцев-евреев. Одноврем. был принят ряд мер по повышению культурного уровня еврейского населения: в 1921 в Тифлисе на базе хедера открыта еврейская трудовая школа № 102, в к-рой преподавался иврит. Параллельно действовала еврейская трудовая школа № 101 для детей ашкеназийских евреев (дир. С.Пайкин), в к-рой преподавание велось на идише (на иврите — только в старших классах). Вскоре подобные школы открылись в Кутаисе и Батуме. В кварталах, населенных евреями, создавались школы ликвидации неграмотности, клубы, б-ки. Первоначально сов. власти Г. почти не препятствовали деятельности сионистских орг-ций: в 1924 выходила просионистская газ. «Макавеели» (№ 1—3; на груз. яз., ред. Д.Баазов, при участии Н.Элиашвили), в 1924—25 действовала молодежная орг-ция «Авода», молодежная драм. труппа «Кадима» ставила на груз. яз. спектакли на еврейские темы.В 1922—23 в Г. были закрыты все синагоги (в 1924 многие открыты вновь). Отмечались случаи «кровавого навета» (в 1921 — в Сачхере, в 1923 — в Тифлисе и Кулаши, в 1926 — в Ахалцыхе). После подавления антибольшевист. восстания 1924 политика властей в отношении служителей культа резко ужесточилась, преследованиям подверглись раввины и учителя нелег. хедеров (сурамский раввин Давид Джанашвили в том же году был расстрелян), запрещены пропаганда сионизма и деятельность сионистских орг-ций. В окт. 1925 группа из 17 еврейских семей во главе с Д.Баазовым и Н.Элиашвили добилась разрешения на выезд в Э.-И. В марте 1926 возобновилась деятельность Совета нац. меньшинств Г., куда вошли как представители грузинских евреев, так и ашкеназов (С.Пайкин и др.). Ашкеназы получили от властей разрешение на преподавание идиша в школе № 101 в Тифлисе. Попытки грузинских евреев добиться открытия школы с преподаванием на иврите успеха не имели.С сер. 1920-х гг. власти приняли ряд постановлений, направленных на вовлечение евреев в пром. произ-во, на объединение евреев-ремесленников в кооперативы, а евреев-земледельцев — в колхозы (посл. мероприятие проводилось в соответствии с всес. планом землеустройства евреев, принятым в 1926). В 1927—28 в Г. активно действовал ОЗЕТ, был создан его груз. филиал (ГрузОЗЕТ) с отд-ниями во мн. городах и селах. В 1928 в Цителгора был образован первый колхоз грузинских евреев. К 1933 в республике действовало 15 таких колхозов (объединяли 2314 чел., в их распоряжении 1540 га земли). Создание еврейских колхозов позволило грузинским евреям сохранить традиц. общинную орг-цию и нац. традиции. Попытки части грузинских евреев переселиться в 1928 в Еврейскую автономную]] область]] или на отведенные евреям-земледельцам земли в Крыму потерпели провал. С нач. 1930-х гг. власти стали принимать меры по нарушению этнич. однородности еврейских колхозов, добиваясь тем самым ликвидации еврейских общин. С 1938 проводилась кампания объединения еврейских и груз. колхозов, тогда же начался массовый отток евреев-колхозников в города и поселки. Лишь еврейский колхоз в Цителгора просуществовал до нач. 1970-х гг.Работой по привлечению евреев в пром-сть и в кооперативы руководил Всегруз. к-т помощи еврейской бедноте (Евкомбед), к-рый возглавлял Абрам Линецкий. К 1929 значит. число евреев работало на шелкомотальной ф-ке в Кутаисе, шелкоткацкой ф-ке в Тифлисе, а также в производств. кооперативах в разл. городах и селах республики. Численность грузинских евреев-ремесленников в 1931—35 возросла с 1430 до 7 тыс. чел. Мн. кооперативы служили своеобр. прикрытием индивидуальной или семейной трудовой деятельности. Этнич. единство членов кооперативов также позволяло евреям сохранять свои традиции. Усилия властей, направленные на «интернационализацию» кооперативов, приводили, как правило, к уходу из них евреев.Евкомбед способствовал также насаждению в Г. «еврейской сов. культуры»; при его участии были открыты многочисл. еврейские б-ки, созданы самодеят. коллективы, выступавшие на идише и груз. яз. Печ. органами ГрузОЗЕТа и Евкомбеда были «Трибуна ГрузОЗЕТа» (1934) и «Трудящийся еврей» (1933—34). С 1927 в Г. создавались еврейские школы с преподаванием на груз. яз. В 1933 в Тифлисе открыт Дом культуры трудящихся евреев Г.; с целью борьбы с «религ. пережитками» в еврейских школах, б-ках, клубах регулярно проводились антирелиг. мероприятия. В 1933 был открыт Гос. ист.-этногр. музей евреев Г., ставший центром исследования истории и обычаев грузинских евреев. Вокруг музея объединилась группа молодых груз.-еврейских исследователей. Быт грузинских евреев нашел отражение в творчестве прозаика и драматурга Г.Баазова и худож.-самоучки Ш.Кобошвили.В 1936 был ликвидирован Евкомбед, в 1938 — ГрузОЗЕТ, их рук. А.Линецкий, П.Мегрелишвили, Р.С.Элигулашвили и др. репрессированы; пресекались все попытки нелег. обучения детей в духе еврейской традиции. В сент. 1937 в Сталинири (совр. Цхинвали) арестовано 9 раввинов (все убиты в тюрьме без суда), позднее сосланы в Сибирь раввины Д.Баазов, М.Давиташвили, И.Мирилашвили, А.Славин, писатель Г.Баазов погиб в тюрьме. В кон. 1930-х гг. в Г., в Кутаиси, действовала подпольная любавичская иешива. В 1930—50-х гг. закрыты мн. синагоги. В 1949 был арестован дир. ист.-этногр. музея А.Крихели, а в 1951 закрыт сам музей — посл. культурное учреждение грузинских евреев.Нек-рое оживление еврейской обществ.-культурной жизни наметилось в период «оттепели» 2-й пол. 1950-х — нач. 1960-х гг. В печати стали появляться стихи и рассказы, посв. жизни и быту грузинских евреев. Чаще других к этой теме обращался Авраам Мамиствалов (р. 1924, с 1974 — в Израиле). В 1950—70-х гг. большинство грузинских евреев продолжали регулярно посещать синагоги по субботам и праздникам, соблюдать кашрут; практически все грузинские евреи соблюдали религ. обряды обрезания, бракосочетания, погребения и др. Мн. дети грузинских евреев до 13 лет учились в подпольных хедерах. В кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. в Г. действовало 14 синагог.В 1939 в Г. проживало 42 300 евреев (1,2%), в 1959 — 51 600 (1,2%), в 1970 — 55 400 евреев (1,2%).В 1950—80-х гг. грузинские евреи играли заметную роль в «теневой экономике» республики, одноврем. они же становились гл. обвиняемыми на «показательных процессах» по делам о «хищении социалистич. собственности» и др. В 1960-х гг. было зафиксировано неск. случаев «кровавого навета» (в 1963 — в Цхалтубо, в 1964 — в Зестафони, в 1965 — в Кутаиси).В 1950—80-х гг. значительно повысился культурный уровень грузинских евреев: мн. представители еврейской молодежи учились в вузах Г. и др. республик СССР, представители грузинских евреев занимали видные посты в парт. и сов. учреждениях, внесли заметный вклад в культуру и иск-во Г. Тогда же усилились ассимиляторские тенденции (особенно среди ашкеназов). С др. стороны, в среде молодой еврейской интеллигенции росли сионистские настроения.События Шестидневной войны 1967 способствовали росту нац. самосознания грузинских евреев. Одним из первых документов движения сов. евреев за выезд в Израиль стало письмо глав 18 семей грузинских евреев в ООН от 6 авг. 1969 с просьбой воздействовать на пр-во СССР и добиться от него предоставления евреям права на свободный выезд в Израиль. Мир. известность получила акция 29 грузинских евреев в июле 1971 в Москве, к к-рой примкнули св. 20 евреев из Москвы и др. городов СССР. В 1971 начался массовый выезд: до сер. 1981 из Г. в Израиль выехало св. 31 тыс. евреев (55,8% еврейского населения республики). В 1979 численность еврейского населения сократилась до 28,3 тыс. чел. (0,6%). Евреи из др. регионов СССР специально переселялись в Г., т. к. местные власти более лояльно относились к их желанию покинуть страну.Со 2-й пол. 1980-х гг. заметно оживилась обществ. и культурная жизнь евреев Г. В 1988 при АН ГССР создана Ассоциация груз.-еврейских взаимоотношений (ее отд-ния открыты в ряде городов Г.), возникли многочисл. школы и кружки по изучению иврита. В 1990 в Иерусалиме прошел 1-й междунар. симпозиум, посв. изучению истории грузинских евреев, груз.-еврейских и груз.-палестинских отношений. В 1991 возрожден ист.-этногр. музей евреев Г. (дир. Ш. Цицулашвили). В 1989—93 на ист. ф-те Кутаисского ун-та Д.М.Хананашвили читал спецкурс «Вопросы истории грузинских евреев и грузино-еврейских отношений». С 1991 издается ежемес. еврейская газ. «Менора» (на груз. яз., ред. Г.А.Батиашвили), выходит газ. «Шалом» (на рус. яз.). В 1991 деп. парламента Г. избран Д.Аджиашвили.Обострение внутриполитич. обстановки и ухудшение экономич. положения в Г. в 1991—94 явились одной из причин массового выезда евреев из страны (гл. обр. в Израиль, а также в Россию). Мн. общины грузинских евреев в эти годы прекратили существование. В 1999 осн. масса грузинских евреев (5—6 тыс. чел.) проживала в Тбилиси, 600—800 чел. — в Кутаиси, по неск. десятков чел. — в Ахалцихе, Гори, Карели и Сурами. С 1994 при поддержке властей Г. наметилось нек-рое оживление еврейской культурно-общинной жизни. В июле и сент. 1998 в Израиле и Г. прошли торжества, посв. 26-вековому пребыванию евреев в Г.Д.М. Хананашвили