ЛЬВОВ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 01:45, 10 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЛЬВОВ, город, центр Львовской обл. (Украина). Изв. с 1256. В 1356 получил Магдебургское право. В 19 – нач. 20 в. – г. Лемберг провинции Галиция в составе Австро-Венгрии. В 1919–39 – в составе Польши, в 1939–91 – УССР.В 1578 в Л. проживало ок. 1500 евреев, в 1648 – ок. 5000, в 1765 – 6142, в 1800 – 18 302, в 1869 – 26 694, в 1880 – ок. 31 000, в 1910 – 57 000 (27,8%), в 1921 – 76 900, в 1931 – 99 600, в 1939 – 109 500 (33%), в 1941 – ок. 150 000, в 1959 – 25 800, в 1970 – 24 362, в 1979 – 17 952, в 1989 – 12 800, в 1998 – ок. 5000 евреев.Евреи и караимы поселились в Л. вскоре после его основания. В 1340 Казимир III Великий завоевал Л., и евреи города получили те же привилегии, какими пользовались др. еврейские общины Польши. Во 2-й пол. 14 в. в Л. образовались две отд. общины, слившиеся лишь в нач. 19 в. Одна, численно более крупная, но общественно менее развитая, обосновалась в 1352 в пригороде Краковское предместье, другая, находившаяся в самом городе (впервые упом. в 1387), занимала т. н. Еврейскую улицу. В 1550 общины насчитывали соответственно 559 и 352 чел., имели отд. синагоги и др. религ. и общинные учреждения; однако кладбище (впервые упом. в 1441) было общим для обеих общин, а также для караимов, проживших до 1475 в обособленном селении близ Краковского предместья.Евреям принадлежала важная роль в экономич. жизни Л., бывшего тогда кр. центром транзитной торговли Польши с Турцией и ее европ. и малоазиат. владениями. Они занимались также внутр. оптовой торговлей, арендой поместий, были кредиторами польск. королей и знати Галиции. Во 2-й пол. 16 в. в Л. действовал банкирский дом И.Наси. Большинство евреев были лавочниками, коробейниками и ремесленниками (портные, сапожники, скорняки, кузнецы и др.). Их торг. права основывались на дарованных польск. королями грамотах, отмены и ограничения к-рых постоянно требовали купцы-неевреи. Ян Ольбрахт ограничил оптовую торговлю евреев скотом и текстильными изделиями (1493), но Александр Ягеллон в 1503 и 1506 восстановил их прежние права. Сигизмунд I Старый то расширял (1515), то ограничивал эти права, в 1527 отменил все ограничения, но в том же году восстановил их. В 1581, 1592 и 1602 между еврейской общиной Л. и гор. управой заключались соглашения, регулировавшие торг. права евреев. Возобновление этих соглашений в 17–18 вв. сопровождалось протестами торговцев-неевреев. К нач. 17 в. еврейские ремесленники сумели объединиться в самостоят. цеха.Первым раввином Л. (с 1503) был Леви Кикниш, с 1582 – Нафтоли-Герц Раш, в 1630 – Исроэль Хариф, с 1637 – Авром Каценельбоген, с 1645 – Мешулам Зальцберг, с 1691 – Цви-Гирш Клойзнер.Борьба горожан-неевреев против евреев, занимавших видное место в торговле и ремесл. произ-ве, не прекращалась, несмотря на активное участие евреев в обороне Л. (гл. обр. в отражении атак рус. войск в рус.-польск. войну 1654–67). Иногда горожане заступались за евреев. Так, они отказались выдать их казакам Б.М. Хмельницкого, а также рус. войскам в 1655; опасность, угрожавшая евреям Л., была предотвращена уплатой евреями кр. выкупа. Тем не менее, в 1664 при погроме, устроенном львовскими студентами и мещанами, в Краковском предместье погибло более 100 евреев, мн. их дома были разрушены.Нек-рые магнаты и представители шляхты оказывали поддержку евреям, выступая против требований горожан запретить евреям селиться вне особых еврейских кварталов и ограничить размеры их торговли, высоко ценили пользу, к-рую евреи Л. приносили как гос. казне, так и личному х-ву помещиков. Хотя изданный в 1656 Яном II Казимиром запрет сдавать евреям в аренду дома и лавки за пределами еврейского квартала был подтвержден в 1709 гор. властями Л., а в 1710 королем Августом II, евреям удавалось обходить его. В 1738 в Л. была 71 «недозволенная» еврейская лавка.В сер. 17 в. в Л. было распространено саббатианство. В сер. 18 в. Л. – один из центров франкизма. В 1758 франкисты опубликовали в Л. девять догматов своей веры, в 1759 – обращение членов секты с просьбой крестить их. 12 июля – 10 сент. 1759 состоялся диспут франкистов. До янв. 1760 в Л. крестилось св. 500 франкистов, в т. ч. сам Я.Франк, его жена и дети.Во 2-й пол. 17 в. мн. евреи Л. (в первую очередь жители Еврейской улицы) из-за перенаселенности их кварталов стали переселяться в принадлежавшие польск. аристократам гор. Бучач, Броды, Жолкву (совр. Жовква), Сверж. В 1710 в Л. в результате волнений, связанных с «кровавым наветом», была убита еврейка; в 1728 был казнен глава иешивы Х.Рейцес (р. 1687), к-рого вместе с братом (повесился в тюрьме) обвинили в том, что они склонили к возвращению в иудаизм еврея-выкреста.С присоединением Л. к Австрии борьба горожан-неевреев за ограничение прав евреев на жительство и торговлю получила поддержку австр. властей. В 1798 право на проживание вне еврейских кварталов было предоставлено только тем, кто владел нем. языком и располагал имуществом стоимостью не менее 30 тыс. гульденов. По «Указу о терпимости» имп. Иосифа II для евреев Галиции общины Л. (уже во 2-й пол. 18 в. фактически объединившиеся) были объединены официально. В 1820 из евреев Л. 55% были заняты торговлей (гл. обр. розничной), 24,5% – ремеслами. В руках кр. еврейских коммерсантов сосредоточились оптовая торговля с Россией и поставки для австр. армии; нек-рые из них заложили также основы пром-сти и банковского дела в Л. В кон. 18 в. в Л. получил распространение хасидизм.В нач. 1830-х гг. в Л. была основана первая хасидская синагога, к 1838 в городе было семь хасидских синагог. Движение Гаскалы, одним из первых активных сторонников к-рого в Л. был Н.Г.Гомберг (1749–1841; с 1787 – гл. правит. инспектор нем.-еврейских уч. заведений в Галиции), натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксальных евреев города. Осн. Гомбергом 7 школ и учит. семинария, в к-рых преподавание велось, гл. обр., на нем. яз., были в 1806 закрыты указом пр-ва. Однако херем, объявленный в 1816 ортодоксальными раввинами деятелям Гаскалы Л., был по требованию властей отменен. Поддерживаемые австр. властями приверженцы Гаскалы и сторонники ассимиляции основали Об-во по содействию прогрессу галицийских израэлитов. Игнорируя устав о выборах в правление общины, в 1842 власти назначили общинный совет во главе с видным деятелем Гаскалы адвокатом И.Блюменфельдом (1801–78).С нач. 1840-х гг. главенство в общине Л. на долгое время перешло к сторонникам Гаскалы и движения за реформизм в иудаизме. В 1844 в Л. была открыта реформистская синагога, куда проповедником был приглашен из Австрии ученик Н.Г.Гомберга Аврам Кон (1807–48). Крайнее сопротивление ортодоксальной части еврейского населения Л., возглавляемой раввином Ц.-Г.Орнштейном, нововведениям Кона возросло после того, как он был в 1846 назначен раввином Львовского окр. Пост проповедника в реформистской общине Л. занимал в 1856–60 Ш.А.Швабахер (1819–88), читавший проповеди на нем. яз. Раввином и проповедником реформистской общины в Л. в 1862 был избран Б.Левенштейн (1821–89). Осн. им модернизированная талмуд-тора с преподаванием светских дисциплин просуществовала всего два года из-за сопротивления ортодоксов. До 1880 канторами в Л. были И.Абрас, в 1880-х гг. – П.Минковский. Проповедником в реформистской синагоге был д-р И.Кара, с 1909 – раввин реформистской общины. Главой еврейской общины Л. в 1903–06 был Э.Бык (1845–1906).В 1846 евреям был открыт доступ в ср. школы и ун-ты, что привело к увеличению числа евреев Л., занятых в свободных профессиях. В составе Нац. гвардии, образованной в Л. в дни рев-ции 1848, был сформирован отд. еврейский отряд с еврейским командованием; два представителя от евреев вошли в Нар. раду Галиции. С 1848 евреи были допущены к муниципальным выборам, но с ограничит. представительством (15%, позднее – 20% в гор. совете). В 1860 был отменен запрет на приобретение евреями недвижимости, через нек-рое время муниципальные власти Л. были вынуждены отменить также все др. ограничения, противоречившие австр. конституции 1867. Участились случаи крещения евреев (713 в 1868–1907), но были и христиане, принявшие иудаизм (86 за тот же период).В 1869 ассимилированная еврейская интеллигенция Л. основала об-во «Шоймер Исроэль», стремившееся к усилению пронемецкой культурной ориентации галицийского еврейства. В 1870-х гг. А.Голдфаден вместе с И.-Й.Линацким издавали юмористич. еженед. «Исролик». В 1876–79 А.Браудес был ред. журн. «Га-Бокерере», с 1894 – ред. офиц. сионистского органа Галиции еженед. «Идишес вохенблат». Издаваемый об-вом еженед. «Дер Израэлит» (выходил 35 лет) пропагандировал распространение просвещения среди широких слоев еврейского населения, знакомил их с гражд. и обществ. задачами и поддерживал политику австр. властей, направленную против политич. требований поляков. Движение за ассимиляцию с поляками усилилось среди евреев Л. в кон. 19 в. В 1878 было основано пропольское об-во «Дореш шалом», к-рое просуществовало недолго, в 1883 – об-во «Агудас ахим», издававшее еженед. «Ойчызна» (выходил до 1890). Еврейские представители Л. в австр. парламенте присоединились к польск. фракции; т. н. партия ассимиляторов поддерживала даже нек-рые из антиеврейских мероприятий, проводившихся поляками в Галиции, издавала на польск. яз. еженед. «Едносць» (1905–14). Влияние ассимиляторов в Л. заметно ослабело после основания первых палестинофильских орг-ций «Микра кодеш» (1883) и «Цион» (1888). В кон. 19 в. появились сионистские орг-ции. Выходили газеты и журналы: «Пшышлосць» (с 1892), «Всхуд» (1900–14), «Га-Кармел», «Дер векер», «Тогблат», «Дер идишер арбетес» (в 1908 его ред. был Л.Хазанович). Ассимиляторам противостояли также ортодоксальные евреи, в осн. приверженцы хасидизма, создавшие в Галиции в кон. 1870-х гг. об-во «Махзикей га-Дас», к-рое издавало одноим. газету (1879–1914). В 1906 ортодоксы объединились с ассимиляторами в борьбе против требования сионистов о создании еврейской нац. курии на выборах в австр. парламент. Среди первых политич. и профсоюзных орг-ций еврейских рабочих была группа социалистов во главе с Х.Диамандом (1860–1930), вскоре присоединившаяся к Польск. социалистич. партии (ППС). Были основаны орг-ции «Поалей Цион» и Еврейская социалистич. партия, близкая к Бунду. В 1910-х гг. Я.Б.Садальский организовал в Л. анархическую группу.К кон. 19 – нач. 20 вв. община имела многочисл. синагоги, школы, библиотеки, благотворит. орг-ции (в т. ч. в 1915 – 2 приюта для еврейских детей), больницы, т-р на идише (с 1889), открытый Я.Б.Гимпелем (1840–1906); после его смерти т-р (существовавший до 2-й мир. войны) возглавили его сыновья Адольф и Эмиль. В 1874 в Л. было 69 хедеров, в 1885 был открыт первый хедер мэтукан, в 1910 – религ. ин-т. Среди раввинов Л. 19 в. – М.З.Эттингер (1804–1863), его шурин И.-Ш.Натанзон (1810–1875), основатель иешивы (1848), с 1857 и до конца жизни занимавший должность раввина Л.; И.-А.Эттингер (1827–1891), И.И.Шмелькес (1828–1906).В 1910 евреями были 70% адвокатов и 60% врачей; 70% членов торгово-пром. палаты Л. были евреями. В ун-те Л. в 1910 обучалось ок. 1,5 тыс. евреев (33%); действовало неск. еврейских студенч. союзов, в ун-те преподавали евреи, в т. ч. Ш.Аскенази. С кон. 19 в. и до нач. 2-й мир. войны Л. был одним из центров еврейского книгопечатания; в Л. издавался «Вестник еврейского просвещения».Во время 1-й мир. войны в Л. прибыли тысячи евреев-беженцев из пограничных с Россией р-нов. При захвате Л. рус. войсками в авг. 1914 еврейское население подверглось грабежам, еврейские учреждения были закрыты, мн. евреи взяты в заложники. 5 янв. 1915 казачьи части рус. армии разграбили еврейские лавки, 4 еврея в синагоге были избиты. 15 янв. 1915 была убита еврейская семья. С восстановлением австр. власти (июнь 1915) жизнь общины и еврейских орг-ций восстановилась, была налажена помощь беженцам. В 1918 в Л. была избрана Еврейская нац. рада. 21–23 мая 1918 в Л. произошел погром, в ходе к-рого было убито 64 еврея, мн. ранены. В нояб. 1918, во время вооруж. борьбы поляков с украинцами за власть над Галицией, в Л. произошел трехдневный погром, во время к-рого 142 еврея были убиты, ок. 400 ранено, разрушены 50 еврейских домов.В 1918–39 община Л. была третьей по величине и одним из важнейших еврейских центров Польши. Действовали отд-ния всех еврейских партий и орг-ций. В 1920–23 в Л. существовал дом «Ге-Халуц», в к-ром проживали и готовились к выезду в Э.-И. большие группы участников движения; под Л. была организована еврейская с.-х. ферма.В 1919–22 в Л. состоялись три конференции «Ге-Халуц» Галиции. В 1920-х гг. действовал Союз товарищей в опеке над еврейскими сиротами. Община имела три еврейских средних школы с преподаванием на польск. яз., педагогич. ин-т с преподаванием на иврите (с 1920), к-рый возглавил раввин и историк М.Шор, религиозно-нац. школу «Матат», проф. школу и др. уч. заведения; издавались газ. «Хвыля» (с 1919; орган сионистов), «Лембергер тогблат» (с 1920) и «Опиния». Руководство общиной находилось в руках блока ассимиляторов и ортодоксов; сионистскую оппозицию возглавляли И.Тон и Х.Розмарин (1882–1955), чл. исполнит. к-та Всемир. сионистской орг-ции. Еврейские депутаты от Л. в польск. парламенте были инициаторами «угоды» – нереализованного соглашения с польск. пр-вом в 1925. Враждующие партии украинцев и поляков обвиняли евреев в поддержке противника; рост антисемитизма и общий экономич. кризис отражались на всех сферах еврейской жизни.В сент. 1939 в Л. прибыли тысячи евреев-беженцев с оккупированной частями вермахта терр. Польши. После занятия Л. войсками РККА в сент. 1939 комендантом города был майор Мирон Соломонович Вербицкий. Из Л. было выслано ок. 10 тыс. евреев. Вместе с тем происходила активизация культурной деятельности на идише. В кон. 1939 был открыт гос. еврейский драм. т-р им. Шолом-Алейхема под рук. И.Каминьской, в нач. июня 1941 стала выходить газ. на идише «Дер ройтер штерн». На радиостанции Л. была введена часовая передача на идише; в еврейском т-ре и на радио Л. работал А.Ш.Кацизне, в 1939–41 пред. Львовского отд-ния СП УССР был И.Перле; в 1940–41 в ун-те Л. работал С.Сакс.К кон. июня 1941 вступившие в Л. части вермахта совм. с укр. отрядами учинили в городе трехдневный погром, когда 30 июня – 3 июля было убито 3 тыс. евреев. В теч. июля 1941 было уничтожено неск. сотен лидеров общины, более 2 тыс. евреев погибли во время «акции Петлюра» (25–27 июля). В нач. авг. 1941 на общину был наложен штраф в размере 20 млн. руб., после чего все еврейское имущество было конфисковано и разграблено; были осквернены еврейские кладбища, сожжены синагоги. Председатель юденрата д-р Юзеф Парнас (1902–1941) и два его преемника были убиты за отказ дать требуемое число евреев на принудит. работы. После включения Галиции в «генерал-губернаторство Польши» (1 авг. 1941) на галицийских евреев распространились все антиеврейские ограничения, действовавшие на терр. оккупированной Польши. В нач. 1942 в Л. на Яновской ул. был создан концлагерь, куда были заключены тысячи евреев из Зап. Украины и Л. В марте 1942 евреи Л. были депортированы в лагерь уничтожения Белжец. С 10 по 23 авг. 1941 было расстреляно ок. 40 тыс. евреев. Для оставшихся было создано гетто. 15 тыс. евреев было уничтожено в нояб. 1942 – янв. 1943; 20 тыс. были заключены в самый крупный в «округе Галиция» «еврейский лагерь» на терр. гетто. В янв. 1943 в гетто был создан к-т, к-рый возглавил Сопротивление. В него вошли представители гетто и Яновского концлагеря. К-т выпускал газ. и организовал побег группы евреев в Бродские леса, где ими был создан партиз. отряд. В июне 1943 во время уничтожения «еврейского лагеря» евреи оказали вооруж. сопротивление; дома, в к-рых укрывались оборонявшиеся, были подожжены. 7 тыс. оставшихся в живых евреев были переведены в Яновский концлагерь, где в нояб. 1943 были расстреляны. Всего в лагере в 1941–43 погибло 13–15 тыс. евреев.После освобождения Л. сов. войсками в июле 1944 в городе был создан еврейский к-т по оказанию помощи уцелевшим евреям. Из 3400 евреев, до кон. 1944 зарегистрировавшихся жителями Л., ок. 820 чел. – бывшие узники гетто. К-т разыскивал еврейских детей, спасенных в годы оккупации в монастырях и в укр. и польск. семьях.В Л. была восстановлена синагога «Хадашим» (построена в 1856). Раввином синагоги был назначен Давид Кагане, спасенный, как и нек-рые др. евреи, митрополитом А.Шептицким. В 1945 была открыта синагога (Московская ул., 4), к-рую в обычные дни посещало 50–60 чел., в праздники – до 1800 чел. Раввином с 1947 был любавичский хасид Янкель Самойлович Гурарий (1892–1961), кантором (а также моэлом, шохетом и раввином) – Ш.М.Зильберфарб (1889–1979, Петах-Тиква, Израиль); шохетами и одноврем. моэлами были Л.В.Канторович (1880–?) и Л.И.Левин (1879–?).Сохранившаяся б-ка общины (одна из крупнейших еврейских б-к в Польше) в 1946 была перевезена в Киев. Б. ч. уцелевших евреев Л. выехала в Э.-И. Нелегальным выездом евреев из Л. занимался львовский центр орг-ции «Бриха». В 1945–46 неск. сотен семей любавичских хасидов нелегально выехали из СССР в Польшу через Л. Весной 1946 в Л. была арестована группа евреев, занимавшаяся организацией нелег. выезда из СССР. В 1947 был арестован пред. религ. общины Л.И.Серебряный. В 1947–60 пред. общины был Я.С.Махновецкий. После 1945 еврейская культурная деятельность в Л. не возобновилась, за искл. кратковрем. существования еврейского т-ра (в 1941–44 работал в эвакуации в Алма-Ате, совр. Алматы), к-рый был закрыт в 1948. Дирижером муз. т-ра Л. в 1949–51 был И.А.Зак. В 1947 при Львовском филиале Укр. театр. об-ва был организован ансамбль комедии и драмы (реж. – А.Друзь). В 1945–46 в помещении бывш. еврейской бани нелегально действовала миква. В 1955 микву восстановили. В 1959 во дворе синагоги была построена офиц. миква. В мае 1948 в синагоге Л. состоялась спец. служба в честь создания Гос-ва Израиль. В февр. 1948 была арестована группа еврейской молодежи, обвиненная в буржуазном национализме. В нач. 1949 подсудимые (10 чел.) были приговорены к 8 и 10 годам заключения. Неофиц. раввином в 1960-х гг. был сквирский хасид М.Сегал.Единств. синагога, действовавшая в послевоен. годы, была закрыта в 1962. В 1972 в Л. действовали 3 миньяна, в 1973 – 2 (на квартире Я.Ш.Цвиндлермана и Г.И.Файмана). В 1974 в квартире, где собирался миньян, конфисковали свитки Торы и молитвенники. В 1960–70-х гг. евреи Л. неоднократно обращались с просьбами об открытии синагоги.В 1988 была зарегистрирована религ. община. В 1989 общине было возвращено здание синагоги. Раввины Л. в 1990-х – 2000-х гг. карлинские хасиды Аврум Розенталь и Мордхе Болд. С нач. 1990-х гг. в Л. действовал «Хесэд Исраэль», выходила газ. «Шофар». В 1999 создана объединенная обл. община «Золотая роза». Действует Центр Холокоста.В Л. род.: Б.Я.Абрагамсон, А.Г.Белявский, М.Б.Богачевский, М.И.Вишик, М.Миндель, Ц.-Г.Орнштейн, К.Б.Радек, Г.А.Явлинский; Мариан Альтенберг (1907–1943, Варшава), дирижер, пианист, в 1939–41 – дир. Львовского т-ра оперы и балета; К.Анойглер (1883–1952), организатор и рук. Еврейской соц.-демокр. партии Галиции, драматург; Михаэль Артман (р. 1924), бактериолог, д-р биологии (1955), с 1966 – проф. Еврейского ун-та в Иерусалиме; Соломон Павлович Вассер (р. 1946), ботаник, ч.-к. АН УССР (1988), специалист в обл. эволюции растений; Пол Муни (Фридрих-Мейер Вайсенфройнд) (1895–1967, Санта-Барбара, США), актер т-ра и кино, лауреат пр. Оскар (1936); Карл Викторович Паукер (1893–1937, Москва), сотрудник спецслужб, комиссар госбезопасности 2-го ранга (1935), в 1914–15 – в австро-венгер. армии, в 1915–17 – в рус. плену, участник Гражд. войны, с 1920 – сотрудник ВЧК, нагр. 3 орд., Поч. работник ВЧК – ГПУ (1922, 1932); Гдалия (Геннадий) Ригер (р. 1948), политич. деятель, с 1990 – в Израиле, деп. Кнессета 14–15-го созывов от «Исраэль бўалия»; Давид Рокеах (р. 1917), поэт на иврите, с 1935 – в Э.-И.; Ян Стур (Гирш Файнгольд) (1895–1923, Закопане, Польша), поэт, теоретик польск. экспрессионизма; И.Тон (1870–1936), сионистский деятель, раввин Кракова; Нафтоли-Герц Тур-Синай (Торчинер) (1886–1973, Иерусалим), семитолог, д-р философии (1909), проф. (1933) Еврейского ун-та в Иерусалиме, первый през. Академии иврита (1953), Гос. пр. Израиля (1956); Гидеон Хаузнер (1915–1990, Иерусалим), с 1924 – в Э.-И., Гл. гос. обвинитель на процессе К.Эйхмана (1961), деп. Кнессета 6–9-го созывов от Либеральной партии, министр без портфеля (1974–77), в 1969–90 – один из рук. Яд ва-Шем; Людвиг Чех (1870–1942, Терезин), в 1921–38 – пред. нем. с.-д. рабочей партии Чехословакии, в 1929–38 – мин. пр-ва Чехословакии. В Л. жили и работали: Ф.Я.Кон, А.М. Лизен, С.Е.Незлин; Н.Г.Инбер (1856–1909), поэт, автор стихотворения, текст к-рого стал гимном Гос-ва Израиль.