КАУНАС

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 23:17, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

КАУНАС (до 1795 – Ковно, в 1795–1919 – Ковна), город, центр уезда (Литовская Республика). Осн. в 1030. В 1569–1795 – в Полоцком воеводстве в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи, с 1796 – уездный город Виленской, в 1797–1802 – Литовской, в 1802–42 – Виленской губ., с 1842 – губернский город Ковенской губ. В 1918–40 – в составе Литовской Республики (столица), в 1940–91 – в составе ЛитССР.В 1766 в К. числилось 969 евреев – плательщиков подушной подати; в 1797 в К. проживало ок. 1500 евреев, в 1847 – 2013, в 1864 – 16 540, в 1897 – 25 448 (36%), в 1908 – 36 628 (41,2%), в 1910 – 37 105, в нач. 1914 – ок. 40 000 (св. 50%), в 1923 – 25 044 (27,1%), в 1933 – 38 000 (29,8%), в 1959 – 4792 (2,24%), в 1970 – 4156 евреев (1,3%).В эпоху позднего Средневековья в К. находилась контора Ганзейского союза; велась оживленная торговля с Данцигом (совр. Гданьск), в к-рой евреи принимали активное участие. В 15 в. К. посещали евреи-торговцы из Украины и Польши; нек-рые хотели поселиться в городе постоянно, но не получили разрешения. Первые еврейские поселенцы пришли в К. из Троки (совр. Тракай). Одним из первых еврейских жителей К. был Даниэль, к-рый в 1450–70 арендовал в городе таможенную станцию. Его сын Зеев владел в К. недвижимостью, в т. ч. землей, на к-рой находилась т. н. гора евреев. Несмотря на официальный запрет евреям проживать в К., Даниэль и его сыновья получили от короля особые привилегии. В 1472 был введен запрет на въезд евреев в К.; однако несмотря на запрет, они приезжали в город торговать, гл. обр. хлебом и лесом, и иногда селились в К., хотя постоянно подвергались гонениям. Нек-рое время местные органы власти возглавлял крещеный еврей Авром Юзефович (позднее – мин. финансов Литвы), к-рый помогал евреям поселиться в К. Король Сигизмунд I Старый разрешил евреям-ремесленникам, а затем и другим свободно приезжать в город; среди них были фармацевт Довид, врач Тодрас. В 1558 Довид Смарлович получил право на сбор в К. налогов за воск и соль сроком на 3 года. В 1601 король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза резко ограничил права евреев К.; в городе было создано гетто на ул. Янова. В 1682 польск. король Ян III Собеский запретил евреям жить в К. и заниматься торговлей. В нач. 18 в. евреи получили право жить и торговать в городе, за что им вменили в обязанность платить 15-ю часть гор. налогов и сборов.С 1753 евреи жили в осн. в пригороде К. – Слободке (Вильямполь). В 1761, когда евреи из Слободки появились на рыночной пл. К., начались погромы, в результате к-рых были сожжены еврейские дома. Уцелевшие евреи бежали в Слободку, откуда их также пытались изгнать. Евреи начали суд. процесс против гор. властей. На суде, проходившем в Варшаве, евреев поддерживали семья Радзивиллов и представители литов. дворянства. Суд обязал власти К. выплатить компенсацию жертвам погрома. В 1782 изгнанным в 1761 из К. евреям было разрешено вернуться. В 1783 король Станислав Август Понятовский предоставил евреям К. особые привилегии, однако жить им разрешалось только в еврейском квартале (в 1783 существовало 2 ул., с 1803 – 4 ул.).Во время правления имп. Николая I евреям К. разрешали строить дома исключительно в пригороде. В 1858 все ограничения на жительство евреев в К. были полностью отменены. В 1862 Цви Шапиро и И.-З.Соловейчик организовали к-т помощи нуждающимся евреям К. В 1864 в городе имелись 20 синагог, еврейское кладбище. Была построена талмуд-тора на 300–400 уч-ся. В 1875 Танхель Левинзон и Зеев Фрумкин открыли еврейскую больницу на 400 коек (в год обслуживала св. 4 тыс. пациентов). Действовали еврейские дом престарелых и приют.Со 2-й пол. 19 в. К. – один из центров религ. и культурной жизни евреев Литвы. Раввинами в К. были М.И-.И.-Л.Дискин, в 1864–96 – И.-Э.Спектор, с 1896 духовным раввином К. был Ц.-Г.Рабинович. Последователи Гаскалы открыли в К. свою синагогу «Огель Яааков» (позднее размещалась в собств. здании). И.Салантер, создатель движения «Мусар», совм. с Натаном-Цви Финкелем основал в К. иешиву. В этот же период в К. жили писатель А.Мапу, лит. критик Бал-Махшовес. В 1863 была основана иешива в Слободке. Работали многочисл. хедеры, еврейские школы и б-ки. Ш.Г.Абрамсон и Л.М.Брамсон, проживавшие в К., были избраны депутатами Гос. Думы.В 1887 среди евреев К. было 445 портных и швей, 380 сапожников, 336 папиросников, 300 мясников, 445 булочников, 509 извозчиков, а также кузнецы, переплетчики, мельники, парикмахеры, печники, виноделы. Евреи работали врачами, адвокатами, инженерами, учителями.В 1908 в К. действовало 23 синагоги, в т. ч. хасидская. Работали 2 иешивы. Тогда же 92% евреев К. относились к мещанскому сословию, среди них было ок. 140 купцов. Евреям принадлежали 1439 пр-тий; они вели торговлю преимущественно лесом, с.-х. продукцией, скотом, льном, хлебом. Б. ч. еврейских рабочих была занята на мелких ф-ках и в мастерских. Работали сиротский дом им. И.-Э.Спектора, муз.-драматич. певческое об-во, отд-ние ОПЕ, еврейские б-ки, в т. ч. им. А.Мапу (3 тыс. книг на 4 яз.). В 12 нач. еврейских уч. заведениях (в т. ч. 2 талмуд-торы, 2 казенных нар. уч-ща, 7 частных школ) обучалось 1462 чел. Работали еврейские ремесл. классы (кузнечно-слесарное и столярно-токарное отд-ния), жен. ремесл. уч-ще «Труд». В 1910 в К. имелось 36 синагог, 2 еврейских кладбища. В 1910-х гг. среди евреев К. было 4 присяжных поверенных (из 21) и 12 их помощников (из 23), 15 врачей (из 24).С нач. 1-й мир. войны тысячи евреев К. выехали в Вильну (совр. Вильнюс) и др. нас. пункты. В 1915 евреев К., как жителей прифронтовой полосы, выслали во внутр. губернии России; дома евреев, синагоги и общинные учреждения были разрушены и разграблены частями рус. армии. После 1917 ок. 9 тыс. евреев вернулись в город. Раввином К. в 1915–18 был Исраэль-Нисон Карк (1867–?), в 1913–43 – Авром-Дойв-Бер Шапиро (1870, Кобрин – 1943, Каунас). В 1918, когда герм. армия оставляла город, Ш.Соловейчик, Ш.Вульф, Л.Гарфункель и др. образовали к-т из еврейских, польских и литовских лидеров для управления городом. В 1921 в К. открылась еврейская благотворит. столовая для интеллигенции. Создано еврейское ист.-этногр. об-во, основано еврейское изд-во «Лихт». Для поддержки еврейской кооперации был учрежден Еврейский центр. банк. Образована еврейская нар. консерватория. В Лит. политехникуме было открыто отд-ние с преподаванием на идише; организованы Высш. еврейские технич. курсы. «Культур-Лига» открыла курсы по подготовке воспитателей-учителей. «Поалей Цион» организовал еврейский отряд для отражения вторжения польск. частей. В 1922 были учреждены Высш. курсы для преподавания на идише обществ. наук, естеств. истории, математики и иврита; открыта первая еврейская театр. школа в Литве.С нач. 1920-х гг. в К. размещались центр. учреждения нац.-культурной автономии евреев Литвы (Мин-во по еврейским делам, Еврейский нац. совет и др.). В нач. 1930-х гг. выходило 5 еврейских ежедн. газет. Работали сеть еврейских дет. садов, нач. и ср. школ (в т. ч. 4 гимназии с преподаванием на иврите и школы ОРТа), иешивы, учительские ин-ты на иврите и идише. Помощь общине оказывал Джойнт. Еврейские студенч. об-ва, орг-ции «Маккаби» и «Га-Поэль» вели подготовку еврейской молодежи К. к жизни в Э.-И. В 1940 в Литовском ун-те было ок. 500 студентов-евреев (из 3041).Летом 1940 в К. было создано сионистское об-во «Иргун брит Цион» («Союз Сиона»). В дальнейшем, в гетто, эта орг-ция выпускала газ. «Ницоц», организовала б-ку с книгами на иврите (св. 1 тыс. томов), участвовала в акциях подполья.24 июня 1941, когда части РККА оставили К., литовцы начали грабить и убивать евреев. В ночь с 25 на 26 июня 1941 в К. во время погрома было убито 1500 евреев и в теч. след. неск. ночей еще 2300 чел. С 4 июля по 29 окт. 1941 герм. полиция и литовские полицейские в ходе 10 «акций» уничтожили в К. 18 223 еврея. Самая кр. «акция» была произведена 29 окт. 1941, когда было расстреляно 9200 евреев. 25 и 29 нояб. 1941 в К. было расстреляно 4934 еврея из Австрии и Германии. Всего во 2-й пол. 1941 в К. погибло ок. 27 тыс. евреев. С 15 авг. 1941 в Слободке существовало гетто, в к-ром в нач. 1942 находилось 29 700 евреев. Глава созданного в К. юденрата Эльханан Элькис (1879, Калвария – 1944, Дахау) активно оказывал поддержку движению Сопротивления в гетто. В февр. и сент. – окт. 1942 из гетто на работу в Ригу отправили св.1 тыс. евреев, в т. ч. из Австрии, Германии и др. стран Европы. В гетто создавали свои произв. художники Я.Лифшиц (1903–1944) и Эстер Лурье (р. 1913; в 1934–39 и с 1945 – в Э.-И.). В апр. 1943 в гетто находилось ок. 16 тыс. евреев. 26 окт. 1943 на работу в Эстонию вывезли 2709 чел. Тогда же гетто было реорганизовано в концлагерь. 9-й форт Каунасской крепости стал лагерем уничтожения. 25 дек. 1943 группе смертников удалось совершить побег из форта. В 1943 еврейское подполье К. (организовано в кон. 1941), состоявшее из 800 чел., начало переправлять евреев в партиз. отряды, действовавшие к югу от К. Однако из-за недостаточной воен. подготовки и враждебности местного населения мн. участники подполья и евреи-партизаны погибли. 26 марта 1944 из концлагеря в Освенцим было отправлено 1600–1800 еврейских детей. После этого в концлагере оставалось ок. 10 тыс. евреев. В июле 1944 лагерь был ликвидирован: ок. 1 тыс. евреев были убиты на месте, остальные отправлены в концлагеря Дахау и Штутгоф.В освобождении К. в авг. 1944 принимала участие стрелк. дивизия под ком. полк. Самуила Ильича Цукарева. После 1945 часть евреев вернулась в К.В 1948 в К. была закрыта синагога (ул. Майронио, д. 28). В 1950-х гг. раввином К. был Воркул. В 1962 в К. была закрыта последняя синагога (ул. Ожескеня, д. 9). В 1961 в К. действовала еврейская самодеят. театр. труппа. В 1963 еврейское кладбище в городе было распахано; евреям выделили участок на общегородском кладбище. В 1970-х гг. большинство евреев К. выехало в Израиль.В 1989 в К. было открыто Каунасское отд-ние Литовского еврейского культурного об-ва, в 1992 зарегистрирована еврейская община при к-рой имеются воскресная школа и клуб «Маккаби». Пред. общины – Герц Жакас (р. 1952).В 2002 в К. проживало ок. 400 евреев.В К. род.: Бал-Махшовес, И.Беттан, М.Х.Бомаш, А.М.Брамсон, Л.М.Брамсон, А.С.Вальдштейн, В.Л.Виленскис, А.М.Вольпе, А.Вольпе, Л.Гинцберг, С.Глазер, Э.Голдмэн, Г.М.Гордон, Ш.Б.Гордон, А.И.Дамский, Д.А.Дейч, И.А.Дембо, М.Л.Елин, Х.Л.Елин, Х.А.Зута, И.-А.Иш-Шалом, П.С.Каган, В.Кайзер, Г.Канович, Л.Крестин, Д.Левин, И.Б.Левинсон, И.-Э.Лейзерович, Л.А.Леонтьев, Н. Лифшиц, А.-М.Лунц, К.Магид, И.Ф.Манасевич-Мануйлов, М.Э.Мандельштам, Х.Надель, Л.С.Пейрос, М.А.Пумпянский, И.Рабинович, Л.Л.Рабинович-Кемпнер, Б.Ревель, Ф.А.Ротштейн, Г.Х.Рубинович, Е.Сердацкая, М.Соловейчик, О.Стерелиц, Н.Файнберг, Д.Ф.Фейнберг, Ц.-Г.Фербер, К.Форнберг, [[Ц.-[[П.Франк, И. Фридлендер, Г.Хацкелес, А.А.Хволес, Б.Шан, Р.О.Шор, А.Эмбер, И.Эпштейн; Арон Барак (Брик) (р. 1936), юрист, с 1947 – в Э.-И., д-р, проф., с 1974 – декан юрид. ф-та Еврейского ун-та, с 1995 – пред. Верх. суда Гос-ва Израиль, Гос. пр. Израиля (1974); Кама Миронович Гинкас (р. 1941), театр. режиссер, один из крупнейших реж. России кон. 20 – нач. 21 в.; Лея Гольдберг (1911–1970), поэт, писатель, с 1935 – в Э.-И., перевела на иврит произв. М.Горького, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.; Джон-Александр Дайч (1867–1939), проф. деятель, с 1900 – в США, один из лидеров проф. движения в США, автор кн. «Большевизм в американских профсоюзах» (1926); Сара Дорон (Сандлер) (р. 1922), политич. деятель, с 1933 – в Э.-И., деп. Кнессета 9–12-го созывов от партии Ликуд, мин. без портфеля (1983–84); Давид Аркадьевич Каган (1865–1937, там же), журналист, в 1917 издавал в Москве газ. «Вечерний курьер» и «Час»; Эммануэль Левинас (1906–1995, Париж), автор ориг. филос. доктрины, значит. место в тр. занимают проблемы еврейской этики; Ефрем Залманович Майминас (р. 1932), экономист, д-р экономич. наук (1968), проф. (1969), специалист в обл. соц.-экономич. политики, автор более 160 науч. работ, один из авторов первого в СССР учебника по экономич. кибернетике; Абрагам Меламед (р. 1923), политич. деятель, с 1948 – в Израиле, деп. Кнессета 7–10-го созывов от партии МАФДАЛ; Марк Мрачный (Кливанский) (1892–1975, Нью-Йорк), обществ. деятель, журналист, д-р медицины (1934), в годы Гражд. войны – в армии Н.И.Махно, с 1928 – в США, в 1934–40 – ред. газ. «Фрайе арбатер штиме»; Ицхак Ольшан (1895–1983, Иерусалим), юрист, с 1912 – в Э.-И., с 1943 – чл. Верх. Суда, в 1954–65 – пред. Верх. Суда Израиля; Герцль-Нафтоли Розенблюм (1903–1991, Тель-Авив), журналист, с 1935 – в Э.-И., в 1948–86 – гл. ред. газ. «Едиот Ахронот»; Мойше Рубинсон (1923–1978, Вильнюс), журналист, писал на идише и лит. яз.; Борис Александрович Страшун (р. 1929), юрист, д-р юрид. наук, проф., специалист в обл. конституционного права, с 1988 – зав. кафедрой МГЮА, с 1992 – в аппарате Конституционного Суда РФ, рук. гр. советников, автор неск. книг; Исроэл-Яков Шварц (1886–1971, Нью-Йорк), поэт, переводчик, писал на идише, с 1906 – в США, перевел на идиш произв. Х.-Н.Бялика, У.Шекспира, еврейскую поэзию Средневековья; Иехезкиель Штрайхман (1906–1993), художник, с 1924 – в Э.-И., четыре пр. им. М.Я.Дизингофа, Гос. пр. Израиля (1990); Элиэзер Шульман (1837–1904, Киев), историк лит-ры на идише.