РИГА: различия между версиями

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Importing text file)
 
(нет различий)

Текущая версия от 16:34, 10 июля 2009

РИГА, город (с 1201), столица Латвийской Республики. Изв. с 1198. С 1274 – в составе Ливонского ордена, с 1561 – Польского кор-ва, с 1569 – Речи Посполитой, с 1621 – Швеции. С 1710 – в составе России, с 1714 – центр Рижской, с 1796 – Лифляндской губ. С 1919 – столица Латвийской Республики, в 1940–91 – ЛатвССР.В 1742 в Р. проживало 2 еврея, в 1764 – 36, в 1811 – 736, в 1842 – 1100, в 1858 – 2641 (34%), в 1869 – 5254, в 1880 – 14 000 (8%), в 1897 – 21 962 (7,9%), в 1913 – 33 651 (6,5%), в 1920 – 24 712 (19%), в 1925 – 39 459 (11,7%), в 1930 – 42 328 (11,2%), в 1935 – 43 672 (13,34%), в 1940 – 48 000, в 1959 – 30 267 (5%), в 1970 – 30 581, в 1979 – 23 583, в 1989 – 18 814, в 2000 – 8249 евреев.Первое упом. о евреях Р. относится к 1536. В 1561 евреям было запрещено торговать, а в 1593, по указу короля Сигизмунда III Вазы, проживать в Р. Однако евреям разрешалось (после уплаты налога) приезжать в Р. и заниматься розничной торговлей во время ежегод. ярмарок. Евреи приплывали в Р. на барках, с к-рых вели торговлю.С 1638 приезжавшие в Р. евреи могли останавливаться на еврейском подворье, содержать к-рое был назначен Генрих Розен (он же имел винный откуп). В 1666 опубликованы правила пребывания и торг. деятельностити евреев в Р. В 1690 евреям, прибывавшим на барках или плотах, было разрешено оставаться на ночь ок. товаров. В 1700, после того как войска польск. короля Августа II дважды осаждали Р. и еврейское подворье было сожжено, евреям разрешили жить в черте города, но не в центре.В 1709 евреям вновь было запрещено селиться в Р. В 1715 «фактору» Петра I Гиршу Израилю с семьей в виде исключения было разрешено проживать в центре Р. В 1724 гор. совет выдал новое разрешение на содержание еврейского подворья сроком на 50 лет Шредеру. Было указано, что даже евреи, ночующие на барках, должны уплачивать владельцу подворья определенную сумму. В 1725 евреям было разрешено заложить еврейское кладбище, основать хевру кадишу. В том же году гамбургский ювелир Исаак Маркус Саломон получил право проживать вне подворья, в предместье Р., и свободно торговать ювелирными изделиями.После указа 1727 имп. Екатерины I об изгнании евреев из России евреи покинули Р.; разрешено было остаться только неск. семьям. После аналогичного указа 1742 имп. Елизаветы Петровны гор. совет просил ген.-губернатора дозволить евреям временно проживать в Р. Но это ходатайство не было удовлетворено; в марте 1743 евреи покинули Р. (осталось 4 чел., к-рым дал спец. разрешение ген.-губернатор). Весной 1743 просьба рижских горожан, поддержанная сенатом, разрешить еврейским купцам приезжать в Р. для торговли была отвергнута императрицей, наложившей на постановление сената резолюцию: «...от врагов христовых не желаю интересной прибыли». Евреи были выдворены из Р.В 1760-х гг. из-за спада в торговле власти Р. стали ходатайствовать о праве временного проживания евреев в городе. В 1764 имп. Екатерина II принимает решение о поселении евреев в Новороссии; центром по реализации этого плана становится Р. Давиду Бамбергеру, Арону Мозесу, Беньямину Беру и Леви Вульфу присваивается звание «купцов Новой России» (с правом вести торговлю в Р.); они получили также право жить за пределами еврейского подворья. Была основана еврейская община, в бывш. католической молельне открылась первая синагога; действовала миква, имелось кладбище. В 1765 евреев по требованию купцов и ремесленников поселили на особом подворье за гор. стеной у Иоганновых ворот. Право содержать гостиницу (неск. домов) получил на 50 лет Иоганн Веньямин Бенкен. В 1766 «высочайшим указом» евреям было разрешено проживать на подворье не более 6 недель; запрещалось заниматься ремеслами, продавать товары не рижанам и др. В сер. 18 в. Абрахам Кунце составил рецепт «Бальзама Кунце», к-рый затем стал известен как «Рижский бальзам». Во время эпидемии чумы 1770 все евреи, за искл. четырех семей, имеющих привилегии, были изгнаны из Р.; вернуться им разрешили через год. В 1771 И.В.Бенкен устроил на подворье синагогу. Постепенно число евреев, имевших привилегии, увеличивалось. В 1783 по требованию властей евреи избрали старшину (из числа постоянно проживающих в Р.), к-рый был обязан разбирать споры, следить за религ. делами общины и контролировать соблюдение правил пребывания в Р. вновь приехавшими евреями.В 1785 евреи получили право на жительство в местечке Шлок (ныне Слока, часть Юрмалы). Общине предоставлялось право иметь одного учителя. Иногородним евреям, приезжающим в Р., было запрещено брать с собой семьи. В 1792 евреям разрешили открыть вторую синагогу в частном доме в Р. В 1797 в рижскую цензуру были назначены два еврея, чтобы просматривать ввозимые еврейские книги. Раввином местечка Шлок, а затем первым раввином Р. стал Мойше-Йехезкиель Мац (1760–1831), бывший также цензором еврейских книг.В 1810 было отклонено ходатайство еврейской общины Р. о разрешении евреям заниматься ремеслами. В 1813 евреи получили право на жительство в Р., но могли проживать только на двух подворьях (в т.ч. в Московском форштадте, куда переселилось большинство шлокских евреев). Власти требовали от рижских евреев, чтобы они носили европейскую одежду. В 1822 евреям было разрешено заниматься ремеслами (но без подмастерьев и без права иметь вывески). В том же году число еврейских подворьев увеличилось до 5 (одно, для купцов, – в городе, два – в Московском форштадте и два – за Двиной). В 1829 основано об-во «Бикур хойлим» (пред. – Цви Гамбургер). В 1835 в Р. действовали 2 муж. частные школы. В одной из них, под рук. Янкеля Шая, училось 16 чел., в другой, под рук. Абрама Фридмана, – 27 чел. В янв. 1840 было открыто еврейское казенное уч-ще, рук. к-рого стал М.Лилиенталь, затем – Вундербар, с 1843 – А.И.Нейман, позднее – Вульф Каплан (? – 1887). В 1843 в Р. была построена новая каменная синагога – «Алтнае шул», в 1851 – еще одна синагога в Московском форштадте. В том же году переводчик еврейских книг Мозес Саломон подарил синагоге своей общины шитый золотом занавес для арон кодеш. Не менее роскошное покрывало он пожертвовал для алтаря церкви Св. Петра. Раввином Р. в 1831–51 был Арон Алкан (?–1851), с 1851 – его зять Элиягу Ривлин. Казенный раввин в 1854–63 – А.И.Нейман, в 1865–69 – Райхман.В 1857 евреи получили право на жительство во всех р-нах Р., а в 1858 – право владения недвижимостью, право записываться в ремесл. цехи и купеч. гильдии, заниматься всеми видами торговли и пром. произ-ва. В авг. 1871 была открыта Большая хоральная синагога («Ди гроссе хор шул», или «Гогел шул»), с 1873 действовала «Золдатен шул» – синагога, построенная на средства бывш. «николаевских солдат». В центре Р. открылась синагога в квартире раввина Йосефа-Меера – «Иосиф-Меерс миньян»; с 1885 действовала синагога любавичских хасидов.В 1877 руководителем еврейского казенного уч-ща стал Авром Эрлих. Для девочек из неимущих семей в 1878 были открыты кружки домоводства. В 1880 Абрам Штумпель основал в Р. еврейскую школу с преподаванием на рус. яз. В 1887 в казенном уч-ще обучалось ок. 500 уч-ся; с этого же года в уч-ще стали принимать девочек. В кон. 19 в. действовало неск. реформированных хедеров. Были организованы разл. благотворит. об-ва: касса взаимопомощи для еврейских студентов (в 1877), «Гмилус Хесэд», «Лехем-Аниим», в 1882 открылась богадельня. Согласно закону 1893, в Р. разрешалось проживать евреям, поселившимся там до 3 апр. 1880, и их потомкам, за искл. лиц, живущих за счет благотворительности или находящихся под следствием.В 1884 в Р. было создано отд-ние «Хибат Цион», начали действовать кружки «Ховевей Цион». Рижане Залман Лунц и Лейба Шалит были делегатами на съезде «Ховевей Цион» в Катовице, Л.Шалит – был делегатом от Р. на 1-м Сионистском конгрессе в Базеле в 1897. В кон. 19 – нач. 20 в. в Р. функционировали сионистское об-во «Цион», молодежная орг-ция «Шомрей Цион», орг-ция Бунда (с 1900), отд-ние «Поалей Цион», об-ва сионистов-социалистов; в 1905 были организованы отряды еврейской самообороны.В 1873–93 казенным раввином Р. был А.-Э. Пумпянский, под чьей ред. в 1881–82 выходил ежемес. журн. на рус яз. «Еврейские записки». С 1893 казенный раввин Р. – Шлойме Фокер, в 1900-х гг. – И.М.Михельсон, в 1910-х гг. – Л.О.Кантор. В 1886–1911 раввин Р. – Мойше Шапиро, в 1911–35 – его зять Менахем-Мендл Абин (?–1935). Раввином хасидской общины Р. в нач. 20 в. был Лейб Шнеерсон. С 1906 в центре Р. действовали хоральные синагоги «Пейтер шул» и «Зайлн шул».В кон. 19 – нач. 20 в. среди евреев Р. образовалась группа кр. предпринимателей. В 1894 Л.Гершельману принадлежало книжное изд-во, Мориц Фейтельберг торговал галантерейными товарами оптом и в розницу, Давиду Гарберу принадлежала ф-ка цветного сахара (с 1840), Яков Гиндин играл ведущую роль в произ-ве спиртных напитков, Шлойме Шалит основал ф-ку по обработке льна «Эмолипс». В 1909 С.Минтус, владелец самого крупного в Р. к/тр «Колизей», основал прокатную контору, снабжавшую фильмами Сев.-Зап. край. Экспорт товаров (лес, зерно, лен) через рижский порт осуществляли в осн. еврейские торг. фирмы. В нач. 20 в. в Р. был организован «Союз еврейских лесопромышленников». Евреям принадлежало 10 банков (в т. ч. Банк эмиграции, открытый в 1910 Л.Шалитом и Элиэзером Этингеном и помогавший отъезжающим, в осн. в США). В Р. была создана система еврейских кредитных учреждений: касса взаимопомощи еврейских ремесленников (с 1909), ссудо-сберегат. об-ва. Евреям принадлежали лесопильни (ок.10), пр-тия табачной и кожевенной (6 ф-к) пром-сти. Среди осн. занятий евреев Р. преобладали разл. ремесла, в т. ч. пошив одежды и обуви; большинство магазинов готовой одежды принадлежало евреям. Среди евреев Р. числилось более 50 врачей (ок. 20%), более 100 дантистов (ок. 50%) и неск. адвокатов.В нач. 20 в. при местном отд-нии ОПЕ действовали Рижское еврейское ремесленное уч-ще (с 1906), муж. послеобеденное уч-ще, вечерние курсы для ремесленников, комиссия для собирания архивных материалов по истории евреев в Прибалтийском крае, б-ка и публичная читальня, летний лагерь; при об-ве «Иврия» – историко-лит. комиссия, комиссия «Довре иврис», б-ка; об-во «Хедер мсукон» содержало 6 образцовых хедеров, «Ягдиль-Тора» – хедер для изучения Талмуда, «Хедер Клоли» – 3 образцовых хедера. Работали субботняя школа, муж. еврейская гимназия, 2 муж., 2 жен. еврейских нач. уч-ща, еврейское лит.-драматич. об-во «Кармель» (с б-кой), лит.-педагогич. кружок рижских еврейских женщин. В 1912 в Политехнич. ин-те обучалось ок. 200 евреев (11%). Евреи оказали материальную помощь при стр-ве нем. гимназии «Берзенкоммерцшуле»; в знак признательности ее попечители украсили фасад здания 2 шестиконечными звездами. В Р. действовали разл. благотворит. учреждения, среди к-рых – об-во попечения о бедных, об-во «Друг детей», больница «Линас га-Цедек» (с 1910).В 1907 первую в Р. газ. на идише «Национал цейтунг» издавал немец, барон Александр фон Баденбах (вышло 11 номеров). В 1909 Элияс Левин открыл первую в Р. еврейскую типографию, дебютным изданием к-рой стал дет. еженед. журн. «Гехавер». В 1910 выходила газ. «Ди идише штиме» под ред. Бал-Махшовеса.Во время 1-й мир. войны мн. евреи были высланы во внутр. губернии Рос. империи. В нач. июля 1915 в Р. были взяты в заложники 6 евреев, позднее – еще 6. В городе оказались десятки евреев, высланных из Курляндии рус. воен. командованием по обвинению в шпионаже и измене. Отд-ние ЕКОПО помогало беженцам. Его работникам удалось получить от гор. властей разрешение для мн. беженцев остаться в Р.В 1918–19 в реквизированной типографии Э.Левина издавалась сов. газ. на идише «Дер ройтер эмес», к-рую возглавлял комиссар по делам печати Беге (нееврей, проведший 15 лет в царской ссылке среди бундовцев и в совершенстве овладевший идишем). Тогда же издавались газ. «Унзер ворт», газ. Бунда «Унзер цайт». В 1918 выходила газ. «Рижское слово», закрытая в авг. 1919 после «неадекватного» освещения эксцессов против евреев во Фридрихштадте (совр. Яунелгава), в 1919 – газ. «Новое рижское слово»; издатель обеих газ. – Рафаил Исаакович Розенфельд (?–1920, Рига).Евреи Р. принимали участие в борьбе за независимость Латвии. Высш. воен. наградами Латвии были награждены Самуил-Иосиф Гопп и Роберт Малецкий (орд. «Лачплеша»), Гирш Беркович, Эллис Рихтер и Файвуш Фарбмон (орд. «Трех звезд»). На осн. в 1928 еврейском кладбище Шмерля был открыт мемориальный памятник евреям, павшим в борьбе за независимость Латвии в 1918–20.В нач. 1920-х гг. численность еврейского населения Р. стремительно росла за счет внутр. миграции из др. р-нов республики (в осн. из Латгалии) и за счет возвращения беженцев и бегства евреев из России.В 1920 в избранный к-т «Еврейского съезда помощи Латвии» от Р. вошли Л.Фишман и д-р И.Иоффе. 27 июня 1921 состоялся съезд еврейских общин Латвии. От Р. были избраны М.Зак, М.Дубин, М.Векслер, Гуревиц («Агудас Исроэль»), Л.Фишман, П.Минц, Я.Ландау («Нац. еврейские демократы»), д-р И.Иоффе и Ж.Тронь (сионисты), З.Левитас («Фолкспартей»), д-р Гельман и Фляцкий («Цеирей Цион»).В 1920–30-х гг. в Р. находились отд-ния всех еврейских политич. партия и движений: Мизрахи (рук. М.Нурок), «Цеирей Цион», нац. демократы (пред. – Л.Фишман), «Агудас Исроэль», «Общие сионисты»; первые в мире орг-ции сионистов-ревизионистов, напр. Бейтар (учредители – Яков Гофман, раввин Моше Левин, Макс Гельштейн), были основаны в Р. после визита З.Жаботинского в дек. 1923. Депутатами парламента Латвии являлись: М.Дубин, П.Минц, М.Нурок, М.Я.Лазерсон от «Цеирей Цион», Н.Майзель (1891–1956) от Бунда. П.Минц был назначен мин. госконтроля Латвийской Республики, дир. еврейского департамента просвещения был Я.Ландау.В Р. активно действовали разл. сионистские молодежные орг-ции: «Гордония», «Нецах», «Ге-Халуц». «Хашмонай», «Га-Галил», «Ге-Хавер», «Га-Шахар». Из 10 существовавших в Р. еврейских студенч. корпораций 6 были сионистскими. В 1924 представители еврейской общественности Р. способствовали нелег. переходу сов.-латв. границы членами сионистской орг-ции СССР с целью их дальнейшей переправки в Э.-И. Бейтар и «Нецах» организовали под Р. с.-х. фермы для подготовки молодежи к физич. труду в Э.-И. На паруснике «Теодор Герцль» Бейтар готовил моряков.В 1922 в Р. работали еврейское изд-во «Явнис», еврейская типография Апта и Гуревича. В 1925 Яков Иосифович Брамс (1898, Либава – 1981, США) и Борис Юльевич Поляк (1889, Белосток – ?) основали в Р. лучшую на тот период типографию в Латвии.В 1920–30-х гг. в Р. выходили многочисл. периодич. издания на идише: газ. «Дос фолк» (1920–26) и «Фриморгн» (1926–34) – ред. были Я.Гельман и Я.-З.-В.Э.Лаецкий-Бертольди; «Найе Цайт» с юмористич. приложением журн. «Ашмодай» (с 1922), «Дер вег» (1922–23), «Унзер вег» (1923–24), «Ригер момент» (с 1925), «Ригер тог» (с 1930), «Овент пост» (1932–34), «Моргн пост» (с 1934), «Ба тог» (1932–34) – ред. Г.Мовшович, «Лецте найес» (с 1935), «Гайнт» (1934–40) и др. И.Винник (1895–1942), видный сионистский деятель, глава Еврейского Агентства в Латвии, в разное время был ред. газ. «Идише фолксштиме», «Дос фолк», «Дер руф» и др. Коммунисты издавали в нач. 1930-х гг. журн. «Най эрд», пропагандировавший идею переселения евреев в Еврейскую автономную область. Еврейской тематике уделялось много внимания в рус. газ. «Сегодня» под ред. М.Мильруда (1883–1941) и газ. «Сегодня вечером» (с 1925 – ред. Б.И. Харитон).В 1921 по инициативе д-ра Германа Вассермана была открыта гимназия «Иврит» (дир. – д-р Исаак Раухваргер). В том же году Еврейское об-во по развитию знаний и иск-ва основало в городе Еврейскую нар. консерваторию (рук. – Ш.Розовский). В 1920-х гг. работали Нар. ун-т на идише (до 1928) и Еврейский пед. ин-т. В 1925–26 в ун-те Р. обучалось 545 студентов-евреев, в 1930–31 – 744 чел. В 1920–34 в Р. действовала сеть еврейских нач. и ср. школ, получавших финансовую помощь от властей: 12 школ с преподаванием на иврите и идише, 4 гимназии с преподаванием на нем. и рус. яз., 2 ремесл. уч-ща с преподаванием на идише. Были созданы Еврейский демокр. учительский союз, об-во еврейских учителей «Мория». В Р. работали Фребелевский дет. сад (дир. – Сарра Либерман), Фребелевские курсы для воспитателей дет. садов, а также дет. сады Алисы Леви и С.Дрейер. В 1923 Об-во нар. дет. садов открыло интернат для бедных детей. В нач. 1920-х гг. в Р. работали неск. театр. трупп: «Еврейская оперетта», «Еврейский драматич. уголок» и др. В 1926–34 и в 1936–38 действовал Еврейский т-р. Под покровительством Бунда и «Цеирей Цион» действовали свои т-ры. Еврейский департамент Мин-ва нар. просвещения открыл еврейскую драматич. студию. Под упр. Якова Абрамиса выступал еврейский хор. Практически во всех орг-циях были свои б-ки и клубы. В Р. имелись 4 спорт. об-ва, теннисный клуб и яхт-клуб.В 1920-х гг. при поддержке Джойнта в Р. была основана больница «Бикур хойлим», действовали Союз еврейских врачей, курсы мед. сестер (рук. – д-р Борис Герцфельд). В 1927 в Р. было 87 врачей-евреев и 208 стоматологов-евреев, в 1934 – 310 врачей-евреев (29%), 260 – стоматологов-евреев (65%). В городе функционировали еврейские кредитные учреждения, предоставлявшие ссуды на льготных условиях (в т.ч. касса взаимопомощи студентов-евреев), отд-ния ОЗЕ, ОРТ, «Киндер колонии» (рук. – Юдель Браун). Работали многочисл. благотворит. орг-ции: дом престарелых, об-во «Малвиш арумим», еврейское об-во дешевых столовых, кошерная столовая под наблюдением раввина Я.Югера и др.В Р. было много ремесленников, создавших неск. профсоюзных орг-ций («Объединение еврейских ремесленников», об-во «Эзра» и др.). Функционировал Еврейский нар. кооператив (чл. правления – А.С.Дубицкий, М.Я. Лазерсон, М.А.Эткин и др.). В 1920-х гг. в Р. работали многочисл. пр-тия, выпускавшие кошерную продукцию: 3 винные ф-ки, ликерная ф-ка, паточный з-д, неск. пекарен мацы, Балтийская консервная ф-ка. Евреи владели мн. банками, торг. и пром. пр-тиями (в т.ч. 2 кофейными ф-ками, неск. конфетными и табачными ф-ками, неск. винными и ликерными з-дами, 1-й ф-кой искусств. меда и фруктового сахара, пробочной ф-кой, ф-кой резиновых изделий); в их руках была сосредоточена почти вся лесопромышленность. В Р. был создан Союз еврейских купцов. Семье Гоф принадлежала узкоколейка, еврей владел кинотеатром «Астра». Адвокатами были 40 евреев (38%).В 1920–30-х гг. в Р. действовало более 30 синагог (из них 4 хоральные). Раввинами разл. синагог в Р. в 1920–30-х гг. были Элиягу Альтгауз (1871, Николаев – ?), Евель Баранчик (1874–1941), Эфроим Габбай (1862–?), Ицхок Горовиц (1882, Херсон – 1941, Рига), Рефоил Каган (1866–1941, Рига), Борух-Элиэзер Лурье (1896–?), Мендель Магарик (1865, Дрисса Витебской губ. – ?), Нафтоли-Герц Сосновник (1875–?), Хаим-Вульф Хараш (1854, Динабург – ?). Гл. раввином Р. в 1915–41 был Менахем-Мендель Зак (1873, Фридрихштадт – 1941), основавший в 1921 первую в городе иешиву. С 1935 иешиву возглавлял зять М.-М. Зака Исроэль-Мойше Килов (1891, Прели – 1941, Рига). В 1927 после приезда из СССР Й.-И.Шнеерсона Р. стала центром движения любавичских хасидов. Была основана иешива «Томхей Тмимим», к-рую возглавляли Ицхок Тверский и Погромянский.После гос. переворота в мае 1934 еврейская культурная автономия была резко ограничена, еврейские соц. партии и молодежные движения запрещены. Участились антисемитские выступления, евреев перестали принимать на гос. службу, в ун-те Р. была введена негласная процентная норма. В 1940, после включения Латвии в состав СССР, все еврейские автономные учреждения, политич. партии, студенч. корпорации и спорт. об-ва были ликвидированы. В 1940–41 выходила газ. на идише «Кампф». С 1 окт. 1940 работал Гос. еврейский т-р. В кон. 1940 – нач. 1941 были арестованы активисты и руководители религ. и политич. еврейских партий, в т. ч. М.Дубин и М.Нурок. 13–14 июня 1941 из Р. были высланы в отдаленные р-ны СССР как социально опасные элементы ок. 3500 евреев.1 июля 1941 Р. оккупировали части вермахта. В городе находилось ок. 40 тыс. евреев, включая беженцев из Литвы. 4 июля 1941 латышские националисты при содействии немцев подожгли неск. синагог (в т.ч. «Гогел шул») с находившимися там евреями-беженцами и жителями соседних улиц (погибло ок. 2 тыс. чел.). В первые дни оккупации спец. частями СС и латышской полицией в Бикерниекском лесу было расстреляно неск. тысяч евреев. В кон. июля 1941 были опубликованы приказы герм. властей, обязывавшие всех оставшихся евреев пройти регистрацию и носить отличит. знак – желтую звезду. 25 окт. 1941 в бывш. Московском форштадте было создано гетто, куда поместили всех евреев Р. (ок. 32 тыс. чел.). Для руководства гетто был назначен юденрат. 29–30 окт. и 8–9 нояб. 1941 во время двух «акций», осуществленных при участии латышской полиции, в лесу у ж.-д. станции Румбула было уничтожено ок. 27 тыс. евреев; среди них был С.М.Дубнов. 29 нояб. 1941 на терр. «большого гетто» было создано «малое гетто», в к-рое поместили ок. 4500 работоспособных мужчин и женщин.С нояб. 1941 в Р. начали депортировать евреев из Германии и оккупированных ею стран Зап. Европы. Большинство были расстреляны в Бикерниекском лесу, нек-рые направлены в концлагерь в Саласпилсе, где они вскоре были уничтожены; ок. 15 тыс. чел. заключены в т. н. немецкое гетто (в р-не «большого гетто»). В 1942 в окрестностях Р. было создано неск. трудовых лагерей, куда отправили часть евреев из гетто Р.На терр. «малого гетто» существовала подпольная орг-ция (рук. – Овсей Окунь, Мендель Вулфович, Макс Либерман), в деятельности к-рой активную роль играли евреи-полицейские. Орг-ция делилась на группы по 5–7 чел. Группы занимались доставкой оружия в гетто, распространением антифашистских листовок. Подпольщикам удалось установить связь с сов. военнопленными и 26 окт. 1942 вместе с ними предпринять попытку побега к партизанам (10 подпольщиков, неск. военнопленных). Однако в завязавшейся перестрелке 8 евреев были убиты. За трех убитых эсэсовцев было расстреляно более 150 узников гетто, в т.ч. 42 еврейских полицейских. После этого все оружие было перенесено в подвал дома, где жил О.Окунь; в июне 1943 склад был обнаружен, 300 евреев уничтожены. Вскоре «малое гетто» было ликвидировано. В авг. 1943 оставшихся в живых узников «малого гетто» перевели в концлагерь Кайзервальд. 2 нояб. 1943 в «немецком гетто» было расстреляно ок. 2 тыс. детей, больных, стариков, остальные переведены в Кайзервальд. В авг. и сент. 1944 часть заключенных Кайзервальда была переправлена в концлагерь Штутгоф, ок. 400 чел. – в лагерь уничтожения Освенцим, оставшиеся расстреляны 2 окт. 1944 при ликвидации лагеря. В освобождении Р. в окт. 1944 принимали участие стрелк. дивизия под ком. ген.-майора П.М.Шафаренко, авиац. полк под ком. подполк. Анатолия Марковича Цейгина, отд. моториз. понтонно-мостовой батальон под ком. подполк. Давида Исааковича Генкина. После освобождения Р. из укрытий вышло более 150 евреев, к-рых спасли неевреи. Треть из них была спасена семьей Жаниса Липке.В 1944 еврейские орг-ции Нью-Йорка предложили собрать деньги для организации еврейского дет. дома в Р. (по нек-рым сведениям, в городе насчитывалось ок. 900 еврейских сирот). В 1946 в еврейских семьях в порядке патронажа воспитывалось 315 сирот. После освобождения еврейскую общину Р. возглавил бывш. узник гетто Б.Каплан, арестованный в 1946. В 1945–46 в Р. действовал центр орг-ции «Бриха», благодаря к-рой сотни евреев Р. смогли нелегально перейти сов.-польск. границу и перебраться в Э.-И. Нек-рые активисты «Брихи» были арестованы. Наибольшие сроки (25 лет) получили Ш.Иоффе (1918–1955, умер в тюрьме) и Я.Янкелович (Янай) (1919–1988, Израиль). С 1946 раввином Р. был Мозус Самойлович Маслянский (1871–?). В обычные дни в синагоге собиралось 50 чел., в праздники – ок. 1,5 тыс. чел.Во время антисемитской кампании 1948–53 аресту подверглись мн. евреи Р. В 1960 были снесены надгробия на Старом еврейском кладбище. В 1963 в Р. запретили выпечку мацы. В 1964 на еврейском кладбище Шмерля стали хоронить неевреев.Р. была одним из первых городов СССР, в к-ром после 1956 предпринимались попытки возрождения еврейской культуры. В 1957 при «Латпотребсоюзе» создается еврейский хор, выступавший в осн. на идише, гл. дирижеры – И.Абрамис (1908–?), сын погибшего в гетто кантора Хоральной синагоги Абрама Абрамиса и брат Я.Абрамиса, и бывш. узник гетто комп. Мендель Баш. В 1962 неск. месяцев существовал еврейский самодеят. т-р.В 1961 рук. еврейской общины был смещен по обвинению в шпионаже. В нач. 1960-х гг. евреи приводят в порядок места массовых расстрелов, с 1962 проходят траурные митинги в Румбульском лесу. 25 дек. 1964 в лесу установлен мемориальный камень с надписями на идише, рус. и латыш. яз. В 1966 по обвинению в организации беспорядков после концерта израильской певицы Геулы Гил были арестованы М.Лапид, Абигайл Рот и Ноэми Гарбер. В 1960-х гг. неофициальные миньяны по субботам собирались на квартирах Залмана Левина и Натана Зусмановича Баркмана (1923–2003). Нохум Бесер и Градус были домашними учителями основ иудаизма. С сер. 1960-х гг. в Р. стали нелегально функционировать группы по изучению иврита, в 1970 издается первый в СССР журнал еврейского «самиздата» «Итон». В 1970-х – нач. 1980-х гг. в «самиздате» выходил журн. «Хаим» (с 1977), организовывались летние ульпаны, экскурсии по бывш. гетто, отмечались еврейские праздники, ставились спектакли. С 1975 проводился нелег. семинар «Рижские чтения по иудаике».В 1968 в знак протеста против вторжения сов. войск в Чехословакию Илья Рипс пытался совершить акт самосожжения возле памятника Свободы в центре Р. С кон. 1960-х гг. евреи Р. активно участвовали в борьбе за право выезда в Израиль. Мн. евреи Р. в 1970 были осуждены по т. н. самолетному делу, в т. ч. И.М.Менделевич. В 1971 на т. н. рижском процессе были осуждены четверо еврейских активистов. В первой голодной забастовке протеста у здания През. Верх. Совета СССР 10–11 марта 1971 участвовало 56 евреев Р.С 1988 существует Латвийское об-во еврейской культуры, с 1989 – первая в СССР еврейская ср. школа (дир. – Хона Бергман, 1923–1993), еврейский фольклорный анс. «Киннор», Об-во узников гетто. С 1989 в Р. выходил журн. «Вестник еврейской культуры» («ВЕК»). Функционируют отд-ния Бейтара, «Маккаби» (чл. к-рого участвовали в Маккабиадах 1989 и 1993). В 1990 общине возвратили здание бывш. Еврейского т-ра. В 1991 в Р. состоялся Балтийский фестиваль еврейской культуры. В 1992 создана еврейская община; с 2002 пред. – Аркадий Сухаренко, с 2004 исполнит. дир. – Гита Умановская. В кон. 1980-х гг. раввином Р. был Менахем-Мендл Нидель (1947–1989); в 1990–2003 гл. раввин Р. и Латвии – представитель М.-М.Шнеерсона Н.З.Баркан (Баркман); с 2003 раввин Р. – представитель М.-М.Шнеерсона Мордехай Глазман (р. 1965, Тель-Авив), работающий в Р. с 1992. В июле 1993 в Р. прошел первый Всемирн. съезд евреев – выходцев из Латвии. Во время работы съезда в Р. была открыта больница «Бикур холим». В 1994 на месте Старого еврейского кладбища установлен памятный знак. С 1995 под рук. Г.Г.Брановера и Р.С.Фербера один раз в два года проходит междунар. науч. конференция «Евреи в меняющемся мире». В 1998 основан Центр изучения иудаики Латв. ун-та (пред. правления – Р.С.Фербер). В 1995 в возвращенном здании открыта еврейская школа «Огел Менахем» под рук. М.Глазмана. При общине действуют дет. сад «Огел Менахем», воскресная школа, разл. клубы и благотворит. учреждения. В 2001 в Бикерниекском лесу открыт мемориал памяти евреев – жертв Катастрофы.В 2005 в Р. проживало ок. 9 тыс. евреев.В Р. poд.: Б.Акцин, Н.Аргов, Л.Н.Бельский, И.Берлин, Л.Б.Бернштам, Г.Г.Брановер, Е.М.Браудо, П.Л.Вайль, И.П.Вейнберг, Я.С.Виленчик, А.Г.Вовси, Ш.-Я.Геверц, А.А. Генис, М.Гер, С.А.Гиллер, М.[[Гильквиm, Н.Гинцбург, О.Л.Гордон, И.Х.Груберт, А.И.Гурвич, И.И.Гуревич, Л.Гутман, А.Дисенчик, Н.Я.Золотонос, Б.-Ц.Кешет, М.-М.Китай, А.Н.Кобленц, Э.Коген-Минц, Г.М.Кремер, М.Лаври, И.Лейбович, Н.Лейбович, М.Лесман, М.Я. Либман, А.Липшюц, Т.Лифшиц, В.Майский, М.Майский, М.Г.Марьяновский, И.М.Менделевич, А.-М.Милецкий, Л.М.Михельсон, Э.М. Мицис, Л.-С.Моисеев, А.И.Нuмцович, Р.М. Ольховский, А.А.Праудин, С.Е.Рабинович, А.И.Райкин, М.Ю.Рапопорт, Я.Д.Рапопорт, С.А.Рейнберг, Л.С.Рогачевская, Ш.Розовский, А.Свердлов, З.Сузаев, П.-М.Тайц, М.Н.Таль, Р.Д.Тименчик, И.П.Трайнин, Е.Ж.Трон, Р.С. Фербер, Б.Фогелявичус, А.-Ш.Фрейдус, Д.М. Хазан, Ф.Халсман, А.Я.Хейфец, Г.М.Хейфец, А.Я.Цигельник, А.Чужой, Й.Шварц, Б.А.Шимелиович, Ю.А.Шимелиович, Б.Штерн, С.М. Эйзенштейн, Б.Элиав, Г.Ядловкер; Альберт Абрамович (1879–1963, США), живописец, график, с 1905 – во Франции, с 1913 – в США, участник перс. выставок (с 1934), публ. в журн. гор. пейзажи, уличные сцены, работы хранятся в музеях Нью-Йорка, Вашингтона, Лондона, Москвы; Лазарь Адырим (р. 1952), тренер, с 1983 – в Израиле, тренер сб. команды Израиля по фехтованию на рапирах; Юлий Вульфович Аншелевич (р. 1932), кардиолог, д-р мед. наук (1966), проф. (1968), д. ч. Латв. АН, пред. Латв. науч. кардиологич. об-ва (с 1972), Гос. пр. ЛатвССР (1977), пред. Совета об-ва «Бикур холим» (с 1994); Барух Баг (1901–1993), спортивный деятель, с 1929 – в Э. И., оргсекр. Отд. физич. воспитания «Ваад Леуми» (1939–48), оргсекр. отд. физич. воспитания Мин-ва образования (1948–53), дир. Ин-та физич. воспитания и спорта «Вингейт» (1957–69); Липман Берс (1914–1993, Нью-Йорк), математик, проф. Колумбийского ун-та (1964), чл. Нац. АН США (1964), осн. тр. по матем. анализу и уравнениям с частными производными; Авраам Блауштейн (1836–1914), хазан, гл. кантор в Бромберге (Германия); Авраам (Сергей) Браун (1881–1940), один из лидеров Бунда, с 1938 – в США; Иоахим Браун (р. 1929), музыковед, виолончелист, с 1972 – в Израиле, проф. (1981) Ун-та Бар-Илан, автор неск. сотен печ. работ; Владимир Яковлевич Вигман (р. 1952), шашист, междунар. гроссмейстер (1985), чемпион СССР по рус. шашкам (1976, 1977, 1978), гл. ред. журн. «Шашки» (1990–91), автор книг и методич. пособий; Джорж Гулак (1905–1987), гимнаст, спортивный деятель, чемпион Латвии в гимнастич. многоборье (1921), с 1922 – в США, чемп. Олимп. игр (1932), вице-през. Междунар. федерации гимнастики, пред. Нац. олимп. к-та США; Моисей Григорьевич Гуревич (1891–1937, Москва), гос. деятель, нарком здравоохранения УССР (1920), зам. наркома здравоохранения РСФСР (1934), репрессирован; Моррис Дайч (1899–?), общественный деятель, с 1944 – в США, один из лидеров еврейской общины Калифорнии; Бернгард Львович Данненгирш (1894–1972, там же), график, автор плакатов, иллюстратор Латгосиздата, оформлял спектакли в Еврейском т-ре ЛатвССР (1940), гл. худож. г. Рига (1961–64), засл. деят. иск-в ЛатвССР (1945); Роберт Федорович Ильяш (1834–1909, Петербург), журналист, печатался в петерб. газетах, в еврейских периодич. изд. России и Австро-Венгрии, автор «Очерка истории рижских евреев»; Доротея Крук (Гилеад) (1920–1989), филолог, проф. английской лит-ры (1971) Тель-Авивского ун-та; Дэвид Магаршак (1899–1977), англ. литературовед, пер. на англ. яз. произв. А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, А.Н.Островского, автор ряда монографий об А.П.Чехове; Дов Мильман (р. 1919), политич. деятель, с 1937 – в Э.-И., деп. Кнессета 7-го созыва от партии Херут, представитель Израиля в Европарламенте (1979–80), посол в Португалии (1981–83); Илья Аронович Рипс (р. 1948), математик, проф., с 1972 – в Израиле, специалист в обл. классич. проблем теории групп, автор работ по нумерологии Торы; Рафаил Леонович Розенталь (р. 1937), хирург, д-р мед. наук (1972), проф. (1980), автор мн. науч. работ, Гос. пр. ЛатвССР (1980); Брайна-Ольга Львовна-Павловна Рудина-Ненадовна-Фосса (1902–1973, там же), врач, нач. госпиталя интербригады в Испании (1938–39), нач. мед. службы ЦК МОПР (1939–41); Мирьям Львовна-Липковна Рудина-Виталина (1898–1990, там же), врач, нач. госпиталя интербригады в Испании (1937–39), в 1933–36 и в 1939–41 – врач еврейских больниц в Риге; Любовь Саввишна Руднева (Фейгельман) (1914–2003, Москва), писатель, эссеист, единств. в России женщина-маринист, в нек-рых произв. затрагивается еврейская тема; Двойра Таран (1898–1957, Нью-Йорк), педагог, с 1923 – в США, автор неск. учебников идиша; Авром Трубочист (1870–1941, там же), публицист, писал на идише, автор заметок о путешествиях по странам Азии и Африки; Элиэзер Халфин (1948–1972, Мюнхен), спортсмен, с 1969 – в Израиле, чл. олимп. команды Израиля по вольной борьбе, убит террористами во время Олимп. игр в Германии; Владлен Владимирович Шульман (р. 1962), певец, кантор, вокальный педагог, чемп. Риги по шахматам (1983, 1986, 1987, 1988); Арон Юдельсон (1907–1937), поэт, журналист, писал на идише, автор неск. сб. поэзии и очерков, репрессирован; Аарон Ярив (Рабинович) (1920–1994), политич. деятель, деп. Кнессета 8-го созыва от партии Труда, мин. связи (1974), мин. информации (1975).В Р. жили и работали: М.Д.Александрович, Д.Л.Бамбергер, М.Л.Беленький, М.М.Бородин, М.И.Ганфман, Э.Гольдин, С.М.Диманштейн, М.Йо, Л.О.Кантор, Л.И.Коваль, З.Мееровиц, А.И.Нейман, Б.М.Оршанский, А.-Э.Пумпянский, С.Пухер, М.А.Ракузин, О.Д.Строк, И.-Х.Тавьев, Ю.Ф.Файер, Д.-Б. Хаги, М.Г. Центнершвер, М.У.Шац-Анин, М.Л.Шенфельд, М.О.Эйзенштейн.Ю.Н.Григорьева, Р.И.Молдавер