КАЗАНЬ

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 22:52, 9 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

КАЗАНЬ, город, столица Республики Татарстан (Российская Федерация). Осн. в 1177. В 1438–1552 – столица Казанского ханства. С 1552 – в составе Рус. гос-ва, с 1708 – центр Казанской губ. В 1920–90 – столица Татарской АССР.В 1830 в К. проживало 40 еврейских семей, в 1861 – 184 еврея, в 1865 – 141, в 1897 – 1467 (0,98%), в 1910 – 1057 (0,6%), в 1914 – 1679, в 1920 – 5081, в 1923 – 4038 (2,5%), в 1926 – 4164 (2,3%), в 1939 – 5278, в 1970 – 8661 (1%), в 1979 –7671 (0,8%), в 1989 – 7247 евреев.Первыми евреями, поселившимися в К. после 1827, были отставные николаевские солдаты. Во 2-й пол. 19 в. в К. проживало неск. сотен крещеных евреев. Дир. Казанской 1-й муж. имп. гимназии был действительный статский советник Владимир Владимирович Владимиров (1827, Кременчуг – ?). В 1890 в К. действовало 2 синагоги, в т. ч. хасидская. Официально еврейская община была учреждена в 1897.С сер. 19 в. частные пр-тия евреев К. были связаны в осн. с аптечным делом. В кон. 19 в. евреи К. занимались торговлей, мед. и юридич. практикой, владели типографиями, граверными мастерскими, з-дом искусств. мин. вод и шипучих напитков.В окт. 1905 в К. произошел погром.В 1908 в К. было открыто Об-во пособия бедным евреям, с 1913 действовали отд-ние ОПЕ с б-кой, сионистский кружок. До 1914 раввином К. был Пицнер, с 1915 – Авром-Гирш Хацкелевич Лейкин и Гершон Менделевич Кассиль. В 1915 было построено новое здание синагоги (к 1917 – 303 пост. прихожанина-мужчины). В 1915 при синагоге действовала Комиссия помощи жертвам войны. В период 1-й мир. войны численность еврейского населения К. увеличилась за счет беженцев из зап. губерний России. В 1915 по инициативе жительницы К. Буран была открыта мастерская по пошиву казенного белья; вырученные деньги шли на помощь евреям-беженцам.В 1917 в К. была создана молодежная сионистская орг-ция «Кадима», впоследствии ставшая всероссийской. В 1917–18 в К. издавался еженед. «Еврейская мысль», в 1918 – газ. «Еврейский голос», в 1919 – журн. «Гашахар». В 1918 Союз евреев-воинов К. организовал дачи и санаторий для больных бывш. евреев-военнопленных. Действовал рабочий клуб им. Б.М.Борохова. В 1918–20 функционировало отд-ние сионистской орг-ции «Ге-Хавер», в 1920 – отд-ние «Поалей Цион», орг-ция Бунда. Работали еврейские школа, дет. сад, еврейская секция при к-те РКСМ. В 1923 функционировали еврейский клуб им. К.Либкнехта и клуб нац. меньшинств им. И.Сталина. В 1926 действовало отд-ние ОЗЕТа. В 1929 была закрыта синагога.С кон. 1-й мир. войны до 1944 раввином в К. был Бенцион Циони (Зильбер) (1870–1944), отец И.-Й.Зильбера.В 1930 – 40-х гг. в частном доме в р-не оз. Кабан действовал миньян. В период 2-й мир. войны численность еврейского населения К. увеличилась в связи с эвакуацией большого числа пр-тий из Москвы и Ленинграда (совр. Санкт-Петербург), а также беженцев из зап. р-нов СССР.В 1945 Совнарком ТатАССР отклонил ходатайство верующих евреев об открытии синагоги. В 1950–60-х гг. раввином К. был Б.Столов (ум. в сер. 1960-х гг.). В обычные дни на службу собиралось 10–14 чел., в праздники – до 100 чел. В 1962 синагога вновь была закрыта. До сер. 1960-х гг. существовала хевра кадиша.В 1989 в К. был организован Клуб еврейской культуры «Менора» (в 1993 преобразован в Казанский еврейский культурный центр), по инициативе Л.Д.Сонца создан анс. «Симха». С 1990 существует дет. вок. анс. «Файерлах», с 1991 – студенч. вок.-инструм. анс. «Лехаим». В марте 1990 официально зарегистрирована еврейская религ. община К. С 1990-х гг. действует еврейское кладбище. В 1993 организованы спорт. об-во «Маккаби», еврейский благотворит. фонд «Мост», в 1994 – еврейский лекторий, жен. еврейский клуб, клуб евреев – ветеранов войны и труда; работает молодежный танц. коллектив «Шма Исраэль». В 1995 создан благотворит. центр «Хесэд Менахем», в 1997 – «Хесэд Моше». В 1997 общине возвращена синагога. С 1997 раввин К. – представитель М.-М.Шнеерсона Нохум-Ицхок Горелик (р. 1974, Кирьят-Малахи, Израиль). В 1998 была открыта еврейская школа (145 уч-ся), в 2001 – еще одна; работает еврейский дет. сад.В 2003 в К. проживало ок. 12 тыс. евреев.В К. род.: Р.А.Авербух, В.П.Аксенов, И.Д. Бельман, А.В.Вишневский, С.Г.Вульфсон, З.Б. Гуревич, Н.Г.Гутман, И.-Й.Зильбер, Э.П.Котляр, Ф.А.Коцюбинский, А.Л.Литвин, А.Г.Лундин, А.Р.Лурия, М.И.Мастбаум, Г.А.Мирлин, Г.Г.Натансон, А.Натанэль, М.С.Рабинович, А.Г.Ротберг, М.М.Рощин, Г.С.Турок, Д.Б. Фукс, А.С.Шварц, Е.Л.Шварц; Давид Львович Волосов (1905–1971, Ленинград), актер, с 1929 – в Ленингр. Красном т-ре (позднее – Т-р им. Ленинского комсомола), снимался в кино, засл. арт. РСФСР (1956), Стал. пр. (1949, 1951); Моше Гимейн (р. 1949), художник, в 1978–79 – гл. художник Камерного еврейского муз. т-ра (Москва), с 1989 – в Израиле; Борис Соломонович Горобец (р. 1942), геолог, д-р геол.-минерал. наук (1984), проф. (1990), разработал основы люминесцентной спектроскопии минерального сырья; Елена Михайловна Готлиб (р. 1949), химик, д-р техн. наук, проф., специалист в обл. эпоксидных смол, автор более 120 науч. работ; Ноах Давидович Дерчинский (1898–?), врач, канд. мед. наук, подполковник, в 1943–45 – гл. гинеколог 2-го Белорус. и 3-го Прибалт. фронтов; Борис Афроимович Львович (р. 1947), режиссер, актер, литератор, автор и исполнитель в жанре авторской песни, засл. арт. ТатАССР (1984); Борис Евгеньевич Шацкий (1889–1941, Чили), экономист, юрист, приват-доцент Петерб. ун-та, проф. Тифлисского ун-та, в 1920-х гг. – проф. Франко-рус. ун-та в Париже, с 1930-х гг. – в Чили, преп. в ун-те Сантьяго; Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893–1942, Барнаул), поэт, переводчик.И.В.Герасимов