ЛУЦК

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Версия от 01:42, 10 июля 2009; Admin (обсуждение | вклад) (Importing text file)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЛУЦК, город, центр Волынской обл. (Украина). Изв. с 1085. С 12 в. – центр удельного Луцкого кн-ва. С 1321 – в составе Литвы, в 1432 получил Магдебургское право. С 1569 – центр повета Волынского воеводства в составе Речи Посполитой. С 1795 – в составе Рос. империи. В 19 – нач. 20 в. – уездный город Волынской губ. В 1919–39 – в составе Польши, в 1939–91 – УССР.В 1765 в Л. проживало 1012 евреев и 104 караима, в 1778 – 521 еврей и 81 караим, в 1847 – 5010 евреев (60%), в 1857 – 5381, в 1884 – 11 360, в 1886 – 11 379 евреев и 83 караима, в 1897 – 9468 евреев (60%), в 1902 – 16 493 еврея и 39 караимов, в 1910 – 21 231 еврей (27,7%), в 1912 – 24 398, в 1921 – 14 860 (70%), в 1931 – 17 366 (48,5%), в 1937 – 15 879 евреев (44,9%) и 62 караима (0,12%), в 1939 – ок. 19 000 евреев (ок. 46%), в 1959 – 777 (1,4%), в 1970 – 813 (0,9%), в 1979 – 700 евреев (0,5%) и 8 караимов.Еврейская община Л. впервые упом. в 1388 в привилегиях, дарованных евреям Л. наместником Литвы, будущим великим князем литовским Витовтом. С 1392 в Л. поселились караимы. Община Л. временно прекратила свое существование в период изгнания евреев из Литвы (1495–1503). В кон. 15 в. в Л. было еврейское кладбище, в нач. 16 в. имелись синагога и кинасса.Бедственное экономич. положение еврейского населения Л. вынуждало власти ослаблять налоговое бремя для евреев. В 1527 польск. король Сигизмунд I Старый освободил евреев Л. (наравне с христианами) от уплаты податей. В 1552 евреям принадлежало более 50 домов. В 1556 король Сигизмунд II Август, опасаясь, что из-за экономич. трудностей евреи покинут город, уравнял их в правах с горожанами-христианами. В 1560-х гг. среди более чем 200 ремесленников Л. преобладали евреи; мн. из них были объединены в цеха. Ок. 1569 мн. евреи Л. за неуплату податей, возложенных на общину, были заключены в тюрьму; их дома и синагога опечатывались.С 1570-х гг. благосостояние евреев Л. начало возрастать. Они брали на откуп гос. пошлины, арендовали корчмы и трактиры, поташные ф-ки, торговали лесом и с.-х. продукцией (в т. ч. хлебом, рыбой, воском), организовывали ремесл. цеха (портных и др.). Из-за конкуренции часто возникали конфликты между ремесленниками – христианами и евреями; местные власти пытались их разрешить. Нередки были и конфликты между общиной Л. и христианским населением города по поводу размера налогов, взимавшихся с евреев.После включения Л. в состав Речи Посполитой Сейм и король Стефан Баторий уравняли евреев и христиан в уплате гор. налогов; было запрещено облагать евреев новыми налогами без их согласия. В 1600 община Л. получила от короля Сигизмунда III Вазы право на самоуправление для еврейского квартала. Часть старинной крепости Л. была передана евреям для переоборудования под синагогу, но община создала там укрепленный пункт с артиллерией и вооруж. охраной. В 1648 евреям принадлежало 84 дома, караимам – 20. Мн. евреи и караимы Л. погибли во времена «хмельнитчины», их дома и имущество были разграблены. В 1650 в Л. существовало 29 еврейских и 3 караимских дома. Через нек-рое время община Л. восстановилась; вскоре она становится одной из двух волынских общин, посылавших своих делегатов на съезды «Ваада четырех земель». В 1765 в Л. 178 еврейских и 19 караимских домов. Во времена «колиивщины» и распространения разл. эпидемий во 2-й пол. 18 в. численность еврейского населения Л. уменьшилась. В 1789 на еврейской улице находились 68 домов, 3 синагоги, больница, на караимской – 25 домов и одна синагога. В 1787 в Л. была открыта типография, печатавшая также книги на иврите. Осн. занятия еврейского населения – крупная и мелкая торговля, ремесла; большинство откупщиков Л. были евреями.В 1-й пол. 17 в. раввином Л. был Яков Шор. Среди раввинов Л. в 17–18 вв. были известны Мойше бен Иегуда га-Коген, Йоэль Гальперин («Йоэль Великий»), Элиаким Гецель (?–1715), Мордхе бен Шлоймо (?–1723). В немногочисл. караимской общине Л. были известны С.Луцкий (?–1776), М.Султанский, А.С.Фиркович.В 1764 в Л. отмечен факт «кровавого навета», во время к-рого погиб раввин Иегуда-Зеев бен Тувья; в 1768 еврейская община пострадала от погромов, устроенных гайдамаками.После присоединения к Рос. империи в 1795 в Л. переехали мн. евреи из нас. пунктов черты оседлости. Большинство домов в Л. принадлежало евреям. После издания в 1844 закона о запрещении евреям проживать в 50-верстной полосе вдоль границы империи Л. был включен в число местностей, запрещенных для проживания евреев; еврейская община находилась под постоянной угрозой изгнания. В 1867 в Л. действовало 12 синагог, в т. ч. трискских, садигурских, карлин-столинских и др. хасидов, и одна кинасса. В 1820–30 раввином Л. был Йосеф Каценельбоген, с 1831 – Дойв-Бер Ашкенази, в 1848–50 – раби Элиэзер, с 1850 – Ицхок Ландау. В 1886 в Л. – 14 синагог (5 каменных и 9 деревянных) и одна кинасса. Работали книжные лавки Сруля Фишера, казенного раввина Мойсея Мена, типолитография Самуила Бойка. В кон. 19 в. из 10 з-дов города более половины принадлежали евреям. В 1893 евреи составляли св. 50% из 444 ремесленников Л.