БЕНИАМИНОВ Александр Давидович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БЕНИАМИНОВ Александр Давидович (1904, Грозный – 1992, Нью-Йорк), актер. Р. в семье мелкого ремесленника. Театр, деятельность начал в самодеят. коллективе в Кисловодске. По комсомольской путевке направлен в Москву, в 1923 поступил в ГИТИС, из к-рого в 1926 ушел в «Синюю блузу», проявив себя как прирожденный эксцентрик, способный к импровизации, буффонаде, гротеску и внешней трансформации. В 1927 вступил в труппу Ленингр. т-ра сатиры, где наряду с участием в сатирич. обозрениях сыграл роли Чубчика («Вредный элемент» В.В.Шкваркина, 1927), Абрама («Квадратура круга» В.П.Катаева, 1928), Саньки («Республика на колесах» Я.А.Мамонтова, 1928). В 1929 перешел в Эксперимент, мастерскую при Ленингр. мюзик-холле под. рук. Н.П.Акимова, а затем в Ленингр. мюзик-холл, где играл роли Полидора («Небесные ласточки» Ф.Эрве, 1933), Скамейкина («Под куполом цирка» И.Ильфа и Е.Петрова, 1936). В 1937 приглашен Акимовым в руководимый им Ленингр. т-р комедии; его первая роль – сэр Питер Тизл («Школа злословия» Р.Шеридана, 1937). Образы, созданные Б. в довоенный период – Мушет («В понедельник, в 8» Дж.Кауфмана и Э.Фербера, 1938), Мальволио («Двенадцатая ночь» У.Шекспира, 1938), Министр финансов («Тень» Е.Л.Шварца, 1940) – стали наиб, значит, достижениями актера. Критика отмечала, что роль Мушета положила начало образам т.н. маленького человека. В годы войны 1941–45 Б. рук. фронтовым т-ром миниатюр. После войны вернулся в Т-р комедии и успешно сыграл такие роли, как Синичкин («Лев Гурыч Синичкин» Д.Т.Ленского, 1945), Харди («Русский вопрос» К.М.Симонова, 1947), Москатель («С любовью не шутят» П.Кальдерона, 1949), Данданаке («Потерянное письмо» Й.Л.Караджале, 1952), Бламанже («Помпадуры и помпадурши» по М.Е.Салтыкову-Щедрину, 1954), князь («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому, 1956), Паскуале («Призраки» Э. Де Филиппо, 1957), Эрнести («Физики» Ф.Дюрренматта, 1962), Оресте Кампезе, Агостино («Искусство комедии», «Цилиндр» Э. Де Филиппо, 1966, 1968) и др. Одна из последних работ Б. в Т-ре комедии – образ Абуталиба («Маленькое окно на великий океан» по Р.Гамзатову, 1972), исполненный мудрого юмора и лиризма. С 1930-х гг. снимался в кино, в основном в эпизодич. ролях. Яркая выразит, игра определила успех кинематографич. образов Телеграфиста («Девушка спешит на свидание», 1935), Юсуфа («Мужество», 1939), Фотографа («Мы с вами где-то встречались», 1945), Синичкина («Лев Гурыч Синичкин», 1945) и др. С конца 1970-х гг. – в США. Последний ф., в к-ром снимался Б. «Москва на Гудзоне», вышел на экраны в США в 70-х гг. Нар. арт. РСФСР (1968).