БАУСКА

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

БАУСКА, город (с 1609), районный центр (Латвийская Республика). Осн. в 15 в. как крепость Ливонского ордена, сложившееся вокруг нее поселение назв. Баусенбург. С 1795 — в составе Рос. империи. В 19 — нач. 20 в. — уездный город Бауск Курляндской губ. В 1918—40 — в составе Латвийской Республики, в 1940 —91 — ЛатвССР.В 1835 в Б. и окрестностях проживало 2669 евреев, в 1850 — 2266, в 1861 в Б. — 1620 (38%), в 1881 — 3631 (59%), в 1897 —2745 (42%), в 1910 — ок. 2000 (ок. 40%), в 1920 — 604 (20%), в 1925 — 919 (18%), в 1930 — 768 (16%), в 1935 — 778 евреев (16%).В 18 в. евреям запрещалось жить в Б., поэтому они селились в особой Слободе на др. берегу р. Лиелупе, где имелись синагога с раввином, еврейское кладбище, хевра кадиша. В 1795 после отмены запрета жители Слободы переселились в Б. (в 19 в. его население росло гл. обр. за счет притока евреев из др. регионов). В 1820 создана еврейская община, открыта синагога, действовал религ. суд, велись общинные книги, с 1857 действовала еврейская богадельня.Первым раввином Б. был Мордехай Рабинер (в 1802—30), затем Арон бен Эльханан, в 1832—61— Яаков Бендетман (Янкеле Баускер), в 1862—90 — М.Элиасберг. В 1890—95 духовным и казенным раввином был Иоханан Лифшиц (в дальнейшем один из религ. лидеров евреев Польши), затем казенным раввином стал Кусиель Эфраимсон, духовным в 1895—1904 — А.-И.Кук (основал в Б. иешиву), в 1907—23 — Х.-И.Блох.В 1844 в Б. завершено стр-во новой синагоги. В 1856 возникла любавичская хасидская община, имевшая синагогу. В 1820 в Херсонскую губ. переселились 82 еврейские семьи (692 чел.) Осн. занятия евреев Б. — ремесла и торговля, гл. обр. льном, в т. ч. с Германией через порт Мемель (совр. Клайпеда). В гильдейском купечестве в 1835 числилось 96 евреев, в 1850 — 238 (ок. 10% всех евреев Б.). В 1864 в Б. имелось 4 синагоги. В 1878 по обвинению в изготовлении фальшивых ассигнаций были арестованы 4 еврея, что явилось поводом к началу антисемитской кампании в местной прессе, к-рая обвинила всех евреев Б. в обогащении за счет фальшивых денег. В кон. 19 — нач. 20 в. в Б. без разрешения властей проживали евреи из Литвы, к-рые вели самостоятельную общинную жизнь (подвергались преследованиям со стороны властей, многие были выселены из города). В 1897 в Б. работали 2 хедера и талмуд-тора, в 1901 — еврейские уч-ща С.Кадышевича и М.Свиотгалей. В нек-рых семьях детей отдавали в светские школы (к 1914 в них училось ок. 50 евреев).В 1884 в Б. возникла палестинофильская орг-ция, к-рую активно поддерживали М.Элиасберг и любавичские хасиды (хасид Залман Левитас был представителем Б. в Одесском к-те). Сын Кука Цви-Иегуда (1890—1982) основал в Б. дет. сионистскую орг-цию «Пирхей Цион». В Б. имелись также еврейская б-ка, лит.-муз. объединение «Замир» (в 1910 — 107 чл.). В кон. 19 — нач. 20 в. мн. евреи Б. выехали в Э.-И.В 1905 в Б. произошли массовые рев. выступления, в к-рых участвовали и евреи (жестянщик Исраэль Фридман обвинен в изготовлении оружия и приговорен к смертной казни). В канун 1-й мир. войны в Б. — 6 синагог, имелись 2 шохета, действовали к-т по сохранению старой синагоги в Слободе, кассы взаимопомощи, странноприимный дом на 20 коек. В ходе 1-й мир. войны в 1915 все евреи Б. были выселены из города (нек-рые вернулись в 1918).В 1917—20 численность еврейского населения Б. сократилась. В 1918—19 евреи Б. страдали от погромов, чинимых. солдатами латв. армии, привлекались к принудительным работам. В нач. 1920-х гг. в Б. поселились неск. сотен евреев, вернувшихся из России, однако общая численность еврейского населения сокращалась за счет переезда мн. евреев в Ригу и кр. города, выезда в Э.-И. и др. страны. В окт. 1920 избран совет общины (раввин Блох представлял ее на съезде еврейских общин Латвии в 1920), действовали 3 синагоги, об-во «Бикур холим» (в 1920 — 102 чл., в 1926 — 175). Еврейская школа в Б. была лучшей в Курляндии, мн. дети учились в частной рус. школе (закрыта в 1926), нек-рые в латыш. и нем. гимназиях. Тогда же осн. дет. сад с преподаванием на иврите. В сер. 1920-х гг. в Б. создано отд-ние Бейтара (к 1931 — 74 чл.), действовали ячейки «Га-Шомер га-Цаир», Бунда, молодежного движения «Герцлия», партии сионистов-социалистов, объединения бывш. еврейских солдат. С 1923 раввином Б. был Мойше-Шойлом Штоль.В 1920-х гг. община поддерживала тесные связи с местным нем. меньшинством, на муниципальных выборах 1921 евреи и немцы выступили единым блоком. В том же году в Б. произошел погром в день выборов в Сейм Латвии. В 1935 в Б. имелись 363 магазина и лавки (половина принадлежала евреям); евреями были 2 врача из 4 и 3 дантиста из 5.В июне 1940 десять наиб. состоятельных еврейских семей были депортированы сов. властями.В июне 1941 удалось эвакуироваться лишь незначит. числу евреев (многие погибли в дороге). 26 июня 1941 Б. оккупировали герм. войска. 2 авг. 50 евреев было убито в лесу, в 8 км от Б., через неделю — еще 153 чел. (большинство евреи). Тогда же в «спецбольнице», развернутой в помещении гор. суда, начата кампания по стерилизации мужчин-евреев, к-рую проводил фельдшер-латыш. 30 сент. 1941 все евреи Б. (ок. 800 чел.) были уничтожены (спастись удалось двоим: один бежал из «спецбольницы» во время стерилизации, второй выдал себя за латыша и был призван в латв. части). На месте массовых расстрелов воздвигнут памятный знак с надписью на рус. языке.В Б. род. А.Ю.Гиршгорн, Л.Н.Нисселович.