ЗУНДЕЛЕВИЧ Аарон Исаакович

Материал из Российская Еврейская Энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску

ЗУНДЕЛЕВИЧ Аарон Исаакович (рев. псевд.: Зунд, Мойша, Аркадий) (1852, Ошмянский у. Виленской губ. – 1923, Лондон), революционер-народник. Из мещан. В 1868–73 учился в Виленском раввинском уч-ще. В 1872 вместе с А.Ш.Либерманом и В.И.Иохельсоном создал рев. кружок, поддерживал связи с петерб. кружком «чайковцев» и евр. социалистич. кружком в Берлине. Через евреев-контрабандистов наладил доставку нелег. лит-ры через Пруссию в Россию. В 1873 из-за ургозы ареста эмигрировал, в сер. 1870-х гг. нелегально вернулся в Россию, один из создателей рев. об-ва «Земля и воля», организовал подпольную «Вольную рус. типографию» в Петербурге (1877), ведал связями с заграницей, доставкой в Россию нелег. лит-ры, переправкой революционеров через границу. 3. отрицательно относился к учению анархизма, последователями к-рого были мн. землевольцы, выступал сторонником полит. борьбы против самодержавия, в отличие от большинства революционеров 1870-х гг. скептически оценивал рев. потенциал рус. крестьянства, поддерживал террористич. методы борьбы. Участвовал в подготовке покушений С.М.Кравчинского на шефа жандармов Н.В.Мезенцова (авг. 1878) и А.К.Соловьева на имп. Александра II (2.4.1879). После раскола «Земли и воли» (авг. 1879) 3. примкнул к «Народной воле», был чл. ее Исполнит. к-та, участвовал в выработке программы и тактики орг-ции. Арестован 20.10.1879 в Петербурге, исключительно твердо держался на следствии и на суде. По «процессу 16-ти» (окт. 1880) приговорен к вечной каторге. Содержался в Карийской каторжной тюрьме в Забайкалье (до 1886 – в кандалах), затем в Акатуйской каторжной тюрьме. В 1898 вышел на поселение, жил в Чите. В 1905 вернулся в Европ. Россию. В 1907 эмигрировал в Великобританию. В годы 1-й мир. войны 1914–18 выступал в поддержку стран Антанты. Приветствовал Февр. рев-цию 1917, к большевист. перевороту отнесся резко отрицательно. В последние годы жизни живо интересовался положением евреев в России, считал, что только эмиграция евреев может разрешить евр. вопрос в стране.